?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

IMG_0019

Когда Оля находит время на блог? Когда её срубает страшный вирус, идёт четвертый день болезни, умереть “прямо сейчас” и спать по 20 часов в сутки уже не хочется, но и возможности работать в полную силу пока нет.

Одновременно с этим подходит к концу мой пятый месяц в компании, и пришло время подвести какие-никакие итоги, пока я не закостенела окончательно в своей новой реальности и не стала воспринимать всё как данность. Ну и понятно, устала я отбиваться от десятков имейлов примерно с одним и тем же вопросом, так что вот =).

1) Первым ярким впечатлением стала скорость людей, событий, действий. В первую неделю работы я приходила домой и плакалась мужу, что чувствую себя регулировщиком дорожного движения в Индии - лица и встречи мелькают так быстро, что я успеваю только ресницами взмахнуть пару раз - а уже следующая встреча, и так весь день. Не успеваешь не то что сделать что-то полезное, но и вообще осознать, что происходит вокруг. Это впечатление усиливалось, конечно, тем, что помимо собственно компании я по сути сменила и отрасль - за 9 лет профессиональной деятельности это был первый раз, когда я приходила на встречи и могла _вообще_ не понимать, о чём речь. Сверху ещё накладывался ирландский акцент и затуманивал остатки смысла, который мне периодически удавалось вылавливать. Было очень непривычно =).

Ещё постоянно было ощущение трейдингового этажа в каком-нибудь американском инвестбанке - все куда-то бегут, делают что-то на ходу, а я как меееедленная черепаха ползу и ничего не могу толком успеть.

Главный ресурс в компании - это время. Недостаточно сделать что-то хорошо, нужно сделать это максимально быстро =). Стандартная длина встреч - 25 минут, кто не успел, тот опоздал. Я сначала недоумевала: как можно что-то сделать за полчаса? В моей предыдущей “жизни” полчаса отводилось максимум на короткие неформальные кофе-встречи или очень быстрые вопросы, которые по-хорошему можно решить за 5 минут в письме.

Теперь, если мне кто-то присылает приглашение на час, я очень удивляюсь =). Часовые встречи стало выдерживать всё сложнее, поэтому в последнее время я стараюсь играть роль “ускорителя процесса” там, где это возможно. Помню, на второй неделе работы я пришла на планёрку, которая начиналась в 12 дня и в которой принимали участие около 40 человек. В 12:02 все уже сидели по местам, в плане обсуждений было 5 или 6 пунктов, ровно в 12:28 все решения были приняты, люди стали выходить из аудитории и рассасываться по своим следующим встречам. По моей грубой оценке, в любой из моих предыдущих компаний подобного рода адженда могла бы занять от пары часов до двух полных дней мероприятия вне офиса =).

2) Такая скорость возможна в первую очередь в силу качества людей и уровня их вовлеченности в обсуждаемый вопрос. Из-за очень демократичной и свободной культуры компании (о которой не написал ещё только ленивый) вклад в дискуссию ожидается от каждого. Любая встреча, вне зависимости от количества принимающих участие, – это активный обмен репликами, где плотность выражения мнений и принятия решений высока. Именно из-за этого мне и было так сложно следить за ветками мыслей и тем более как-то направлять их в нужное русло (что является частью моей роли) где-то первые 3-4 недели. Зато это помогло натренировать навык быстрого переключения с темы на тему и возможность охватывать вниманием более широкие вопросы. Теперь если у меня есть 10-15 минут между встречами, я могу в это время успеть сделать какие-то совершенно несвязанные дела и даже стратегический план написать, если надо =).

3) Подобная скорость на микро-уровне даёт и большой эффект на макро-уровне. Изменения в компании происходят постоянно: сегодня обсудили и решили одно, завтра кому-то в голову пришла ещё более правильная идея, и тут же утвердили её и в общем порыве энтузиазма пошли выполнять задуманное. Для знакомых с соционикой (MBTI), Гугл это однозначно интуитская компания (N). Мне на собеседованиях постоянно упоминали хаос как минус и основную сложность в адаптации новых сотрудников, а также как одну из основных характеристик культуры (которая никогда не поменяется, потому что является сильной стороной и неотъемлемой частью философии основателей). И, хотя до этого мне рассказывали всё то же самое в куче других мест, куда я собеседовалась (и в итоге эти места оказывались по скорости если не госструктурами, то во всяком случае большими неподъемными корпорациями), то в Гугле всё так и есть на самом деле, и по уровню скорости он совсем не похож на компанию из 60 тысяч человек. Отчасти потому что индустрия онлайн-рекламы – тема, которая не устаревает и постоянно развивается, отчасти - потому что с самого основания компании ведётся политика привлечения людей определенного склада характера и с набором навыков, позволяющим никогда не скучать =). Так что тут нужно либо любить гибкость и заметную долю хаоса, либо уметь и любить строить из хаоса порядок и структуру (или его видимость), осознавая при этом, что завтра всё придётся опять поменять/переделать, потому что изменились реалии или просто кому-то в голову пришла ещё более гениальная идея =). К моему большому удовольствию, в Гугле мало людей, любящих наводить структуру и подхватывать тысячи рождающихся вокруг тебя идей, облекая их в некую стабильную физическую форму – а это как раз то, что я люблю делать больше всего и от чего получаю огромное удовольствие. Не все роли в компании предполагают необходимость такого подхода к работе, но мне повезло =).

Это постоянное понимание того, что в любой момент всё может поменяться, стало накладывать отпечаток и на мою личную жизнь. Мне стало тяжело планировать наперёд, особенно отпуска. С одной стороны, я понимаю, что в любой момент может нарисоваться что-то по работе (а горизонт планирования у нас – неделя-две максимум). С другой – начинаешь видеть пользу от краткосрочного планирования и гибкости, которое оно приносит в жизнь, и уже не хочется сковывать себя какими-то туманными планами и обязательствами. Хотя я все ещё периодически отправляю коллегам календарные блокеры на события через месяц-два, и в лучшем случае мне не приходит вообще никакого ответа, а в худшем – я получаю стёб и недоумение в ответ, мол, давайте ещё похороны наши запланируем =))). Так что в плане “внезапности” мне ещё работать и работать над собой =).

С третьей стороны, иногда планировать заранее всё-таки надо, и это тот случай, когда гора пойдёт к Магомету, и я прикладываю усилия по формированию плана за месяц-два – и как ни странно, большинство людей этому рады и рассматривают как помощь. Другой вопрос, что опять ожидается большая степень гибкости и готовность всё при необходимости перекроить ближе к делу.

4) Хотя Гугл любит характеризовать себя как data-driven organization, изнутри понятно, что иногда решения принимаются на основании довольно-таки scrappy расчетов и 7-го чувства =). Во многом это обусловлено тем, что компания не хочет терять время на занудные внутренние разборки в ущерб новой бизнес-возможности. Также в компании существует традиционный подход A/B testing – инициативы и изменения внедряются путём экспериментов, которые на практике подтверждают или опровергают какую-то теорию, а не путём долгих подсчётов и бесконечных одобрений вышестоящего начальства. В принципе у любого сотрудника вне зависимости от его “старшинства” очень большое поле для принятия самостоятельных решений на тему того, что и как он хочет делать.

5) Вообще отношение ко всякого рода иерархиям и бюрократии в Гугле крайне негативное – так или иначе все пытаются сохранять какой-то здравый баланс между необходимостью контроля, упорядоченности и скоростью решения вопросов. Опять же, в силу демократичной культуры, любой сотрудник может сказать “нет” в ответ на какую-то явно нерациональную или неоптимальную просьбу, аргументировав и предложив альтернативное решение. Если честно, за 5 месяцев я ещё ни разу не видела, чтобы в ответ на разумную просьбу или жалобу кто-то бы ответил – ой, ну вот такой у нас процесс и правила, делайте, как вам говорят. Обычно у совсем жёстких правил есть серьёзные юридические основания, а для всего остального существует common sense и довольно большая гибкость. Опять же, я знаю мало гуглеров, которые бы получали удовольствие от процесса ради процесса – мне кажется, таких товарищей как-то отсеивают на собеседованиях =). Если есть хоть малейшая возможность оптимизировать, сократить нецелевой расход времени и ресурса, то люди немедленно это стараются сделать. Как минимум в половине случаев, когда я пытаюсь обосновать какие-то нововведения или попросить кого-то что-то сделать, я использую аргумент человеко-часов, потому что он неизменно работает =).

6) Что ещё сказать? В Гугле важен нетворк. Вернее как – он важен везде, но в Гугле без него совсем не выжить. Структура подчинения в компании довольно плоская, поэтому существует большая автономность в принятии решений, и для того, чтобы они были приняты в твою пользу, нужно аргументировано доказывать их пригодность и выгодность для бизнеса куче не связанных между собой людей. Сильно упрощает этот процесс то, что в силу особенностей культуры в компании принято в первую очередь думать о том, что объективно лучше для бизнеса (в ущерб личной выгоде и политическим интересам, насколько это вообще возможно в организации такого размера). Я регулярно встречаюсь с ситуациями, в которых на принятие решения влияет несколько человек (команд), формально не находящихся друг у друга в подчинении. Линии подчинения сходятся где-то наверху, но никому и в голову не придёт эскалировать 99% вопросов – всё, как правило, решается консенсусом среди людей равного уровня, вмешательство “высших” сил не нужно и как-то не в “культуре”. Поэтому чем больше людей ты знаешь, тем проще тебе работать.

7) Вообще “уровень” людей – характеристика довольно вторичная. Даже самые юные сотрудники обычно выполняют большой кусок работы и несут ответственность за очень конкретные вещи. Игра в авторитеты и давление статусом – это приём, к которому прибегают в последнюю очередь. Я как-то опоздала на встречу, сказав, что задержалась на предыдущем звонке с начальником, на что надо мной пошутили, сказав, что я “name dropper” =). Так что толерантность к иерархичности и авторитетами в Гугле очень ограниченная, компания прикладывает усилия по устранению всевозможных ловушек сознания при принятии решений – в частности, многие команды избегают вовлечения т.н. most senior person’s opinion в обсуждение. Когда я собираю данные с большого числа людей или задаю им вопросы, то делаю так, чтобы они не видели ответов друг друга (особенно начальства) и формулировки их не сбивали с толку и не программировали на определённые ответы. Не раз сталкивалась с тем, что какой-то довольно высокопоставленный человек пытался настаивать на своей точке зрения, облекая в общем-то прямые указания в форму непрямой просьбы, на что человек на 5 уровней ниже аргументировано говорил нет, и высокопоставленный товарищ на этом успокаивался и уходил восвояси =). При всём уважении к моим предыдущим работодателям, такую картину я не могу представить себе нигде. В общем, как вы уже поняли,  у нас все помешаны на фактах и рациональности.

8) В попытках познакомиться с максимальным количеством людей я с первой недели в компании непрерывно обедаю и пью кофе с новыми людьми, и этот список до нового года и не думает заканчиваться. С одной стороны, у меня такая роль, которая охватывает нетипично большое количество людей. С другой стороны, к новому году нашими темпами куча людей сменится, и моя рутина с обедами-завтраками скорее всего не потеряет своей актуальности =).

9) Из прочих нюансов, которые бросаются в глаза в Гугле, – это перфекционизм, которым страдают если не все, то очень многие сотрудники. Причём он довольно причудливо сочетается с упомянутым выше желанием всё сделать быстро и “интуитивно”. Перфекционизм выражается в масштабности проектов, за которые люди любят браться. Исторически так сложилось, что система мотивации часто премировала создание нового, чего-то грандиозного, а, например, копирование/распространение чужих, уже работающих механизмов и инициатив, на другие команды/рынки поощрялось в меньшей степени. Поэтому и сегодня я часто наблюдаю, как люди хотят решить четкую небольшую проблему, но в процессе обсуждений проект приобретает какие-то невероятные размеры (раз уж делать, то делать всё и для всех, решить проблемы миллионов людей одним выстрелом). В ходе чего люди либо работают нереальное количество часов, либо же проект умирает, не родившись, потому что на его осуществление нужно в 10 раз больше людей. Ну или кто-нибудь в похожей на мою роли приходит и говорит: “Вы сошли с ума? Возвращаемся к изначальной спецификации и делаем а, б и с. А д – зед не делаем или делаем к 2020 году”. Поэтому в Гугле в основном работают люди, которым нравится мыслить масштабно и которые работают из-за интереса к работе, а не из чистого желания побыстрее дорваться до самого верха иерархии – как понятно, при таком качестве людей и масштабе проектов довольно сложно капитально выделиться =). Ну и сюда же добавим довольно высокую самокритичность гуглеров, комплекс insecure overachievers, приводящий к тому, что люди постоянно стараются прыгнуть выше собственной головы.

10) Вообще два ключевых навыка выживания в компании – умение независимо принимать решения и работать над их внедрением и иметь свою точку зрения/уметь её отстаивать. Опять же, обычные казалось бы требования. На мой взгляд, у нас они возведены в десятую степень, и я постоянно вижу новичков, которые немного теряются перед таким объемом неизвестности и многозадачности, когда можно ухватиться за тысячу вещей одновременно с риском ничего в итоге не добиться.

Когда я пришла в компанию, у меня были низкие ожидания по поводу того, сколько времени мне будут уделять – опять же, специфика моей роли и минус довольно высокой точки входа в компанию, на которой беби-ситтерство не входит в программу =). Это меня в какой-то степени спасло: я сама себе выстроила программу онбординга, начала самостоятельно встречаться с нужными людьми, записываться на тренинги. Некоторые люди в похожей роли даже говорили, что в целом мне даже повезло и мной занимались больше, чем ими, хотя суммарно на введение меня в курс дела моими начальниками и прочими “старшими” людьми было потрачено не более 4-х часов =).

Настоящим же шоком было, когда в первый день работы мой бизнес-партнёр начал мне на полном серьёзе задавать вопросы, интересуясь моей точкой зрения по вещам, о которых ну совершенно объективно у меня никакого мнения на тот момент быть не могло! То есть learn on the job это вполне конкретная перспектива в первые месяцы, и чем привычнее человеку быть кузнецом своего счастья, тем комфортнее ему будет в Гугле. Все очень приветливые, никто никогда не откажет в помощи и информации, главное иметь внутреннее желание двигаться и постоянно что-то делать в этом направлении. Но в конечном счёте спасение утопающих – дело рук самих утопающих. И во многом процесс собеседований построен таким образом, чтобы понять, а что, собственно, будет делать человек, если ему вообще не давать никаких указаний. И система продвижения сотрудников устроена таким образом, что если у тебя, скажем, больше 5 лет опыта работы, то тебе вообще нужен самый минимальный надзор. В общем я бы сказала, что на основе моего опыта в других компаниях такой подход совершенно точно не для всех.

11) Вообще самая правильная из встречавшихся на сегодняшний день характеристика Гугла – это то, что это Инсеад (или другая похожая бизнес-школа) для взрослых. В Дублине приписка про взрослость неактуальна, так как средний возраст у нас 28 лет. Но я бы добавила к этому, что в Гугле, пожалуй, даже больше, чем в бизнес-школе, так называемой diversity.

Забавный факт: когда я летала каждое лето на конференции Майкрософта в Штатах, я могла с вероятностью 80% определить коллег в общей очереди на паспортном контроле, даже если у них не было опознавательных знаков в виде логотипов компании на рюкзаке и одежде =). Есть что-то такое у МСовцев, их объединяющее – взгляд, манера держаться. Вот у гуглеров мне такие опознавательные признаки пока не даются. Иной раз идёшь от станции в офис и видишь вокруг себя людей в дредах, в растянутых свитерах с огромными наушниками, в другой – подтянутых напомаженных сотрудников в костюмах, как будто они только со встречи с председателем правления какого-нибудь немецкого банка. Когда они открывают рот, становится сразу понятно, что и те, и другие работают у нас, но чисто внешне угадать совершенно невозможно – настолько это разношёрстная толпа.

12) Ещё из необычного – Гугл часто упрекают в отсутствии гибкости в плане работы из дома. По моим наблюдениям, гибкость есть, и большая – куча парт-тайм схем, каких-то специальных графиков для молодых мам и так далее, но на собственном опыте могу сказать, что Гугл засасывает и вовлекает очень сильно, поэтому гибкость выходить условная =). Наверное, должно прям очень нравиться работать, чтобы это было комфортно. Все мои попытки поработать из дома иди другого офиса заканчивались ничем – нет ощущения связи с командой, “руки на пульсе”, что ли. Когда я во второй месяц работы взяла больничный на пару дней и моё состояние позволяло мне появляться онлайн, меня не приглашали на встречи и все решения принимались без меня. Если тебя нет офисе, то тебя как бы не существует. Сейчас, когда сфера моего влияния куда шире, меня и с температурой могут попросить придти на какой-то важный звонок (тут главное не стесняться отказываться от такой радостной перспективы) – но в общем и целом это скорее исключение – если ты не в офисе, значит есть какая-то серьёзная причина, поэтому трогать тебя не будут. Возможно, это особенность именно моей команды, но каждый раз, уходя в отпуск, я знаю, что пропущу десятки интересных и важных разговоров, и, когда вернусь, всё будет совсем иначе и это нормально =).

13) А ещё в Гугле любят весело проводить время и костюмированные вечеринки! И вообще к костюмам подходят очень серьёзно. У каждого уважающего себя гуглера, по слухам, не менее 15 предметов одежды, которые они надевали исключительно в связи с очередной вечеринкой или маскарадом. Да и в целом веселиться гуглеры умеют: культура work hard play hard, тоже очень по-инсеадовски. Юмор это вообще ключевая особенность культуры – начиная от названия принтеров (чего стоят little miss naughty и little miss trouble), переговорок и внутренних систем (никому обычно не приходит в голову назвать какую-нибудь внутреннию тулзу скучной аббревиатурой, а если это случится, то её быстро высмеят и заменят на что-нибудь куда более edgy) и заканчивая целой культурой memegen’ов – по сути внутрикорпоративных гиффок, призванных высмеивать внутреннюю бюрократию и неэффективность. Или, например, автоответчик в отпуске – только редкие зануды типа меня пишут что-то вроде “уехал, вернусь через две недели, в моё отсутствие писать тому-то и тому-то”, куда популярнее обещания не возвращаться, к примеру, если не будет достигнута нужная степень загара. В общем каждый день у нас ощущение праздника =).

Про бесплатную еду, субсидированные массажи, спортзалы и олимпийские бассейны в офисе писать не буду. На прошлой неделе вон у меня на встрече чихуахуа сидела, ну и что теперь =). Скажу лишь, что постепенно теряется способность самостоятельно готовить еду и решать примитивные вопросы типа создания календарного напоминания о предстоящих встречах с врачом, массажистом, маникюршей, потому что всё это делается за тебя.

В общем если вкратце, первый раз у меня так, что работа это развлечение, в офис хочется ходить каждое утро, а в отпуске я скучаю =). Как-то так вышло, что эта культура воспринимается как что-то очень родное, и вокруг много людей, разделяющих те же ценности и приоритеты в жизни, куча просто интересных личностей, с которыми хочется обязательно видеться и дружить вне работы и делать всякие рабочие штуки. Это такое удачное и очень причудливое сочетание моих интересов, особенностей Гугла и конкретно дублинского офиса, который многом уникален и удивительно хорош. Пусть это продлится подольше =).

ЗЫ Желающим подробнее углубиться в вопрос рекомендую две книги, которые в своё время склонили меня к принятию оффера – Work rules и How Google works. Будет интересно всем, кто так или иначе ломает голову над вопросами мотивации сотрудников и создания здоровой корпоративной атмосферы.

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com