?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

IMG_0019

Когда Оля находит время на блог? Когда её срубает страшный вирус, идёт четвертый день болезни, умереть “прямо сейчас” и спать по 20 часов в сутки уже не хочется, но и возможности работать в полную силу пока нет.

Одновременно с этим подходит к концу мой пятый месяц в компании, и пришло время подвести какие-никакие итоги, пока я не закостенела окончательно в своей новой реальности и не стала воспринимать всё как данность. Ну и понятно, устала я отбиваться от десятков имейлов примерно с одним и тем же вопросом, так что вот =).

1) Первым ярким впечатлением стала скорость людей, событий, действий. В первую неделю работы я приходила домой и плакалась мужу, что чувствую себя регулировщиком дорожного движения в Индии - лица и встречи мелькают так быстро, что я успеваю только ресницами взмахнуть пару раз - а уже следующая встреча, и так весь день. Не успеваешь не то что сделать что-то полезное, но и вообще осознать, что происходит вокруг. Это впечатление усиливалось, конечно, тем, что помимо собственно компании я по сути сменила и отрасль - за 9 лет профессиональной деятельности это был первый раз, когда я приходила на встречи и могла _вообще_ не понимать, о чём речь. Сверху ещё накладывался ирландский акцент и затуманивал остатки смысла, который мне периодически удавалось вылавливать. Было очень непривычно =).

Ещё постоянно было ощущение трейдингового этажа в каком-нибудь американском инвестбанке - все куда-то бегут, делают что-то на ходу, а я как меееедленная черепаха ползу и ничего не могу толком успеть.

Главный ресурс в компании - это время. Недостаточно сделать что-то хорошо, нужно сделать это максимально быстро =). Стандартная длина встреч - 25 минут, кто не успел, тот опоздал. Я сначала недоумевала: как можно что-то сделать за полчаса? В моей предыдущей “жизни” полчаса отводилось максимум на короткие неформальные кофе-встречи или очень быстрые вопросы, которые по-хорошему можно решить за 5 минут в письме.

Теперь, если мне кто-то присылает приглашение на час, я очень удивляюсь =). Часовые встречи стало выдерживать всё сложнее, поэтому в последнее время я стараюсь играть роль “ускорителя процесса” там, где это возможно. Помню, на второй неделе работы я пришла на планёрку, которая начиналась в 12 дня и в которой принимали участие около 40 человек. В 12:02 все уже сидели по местам, в плане обсуждений было 5 или 6 пунктов, ровно в 12:28 все решения были приняты, люди стали выходить из аудитории и рассасываться по своим следующим встречам. По моей грубой оценке, в любой из моих предыдущих компаний подобного рода адженда могла бы занять от пары часов до двух полных дней мероприятия вне офиса =).

2) Такая скорость возможна в первую очередь в силу качества людей и уровня их вовлеченности в обсуждаемый вопрос. Из-за очень демократичной и свободной культуры компании (о которой не написал ещё только ленивый) вклад в дискуссию ожидается от каждого. Любая встреча, вне зависимости от количества принимающих участие, – это активный обмен репликами, где плотность выражения мнений и принятия решений высока. Именно из-за этого мне и было так сложно следить за ветками мыслей и тем более как-то направлять их в нужное русло (что является частью моей роли) где-то первые 3-4 недели. Зато это помогло натренировать навык быстрого переключения с темы на тему и возможность охватывать вниманием более широкие вопросы. Теперь если у меня есть 10-15 минут между встречами, я могу в это время успеть сделать какие-то совершенно несвязанные дела и даже стратегический план написать, если надо =).

3) Подобная скорость на микро-уровне даёт и большой эффект на макро-уровне. Изменения в компании происходят постоянно: сегодня обсудили и решили одно, завтра кому-то в голову пришла ещё более правильная идея, и тут же утвердили её и в общем порыве энтузиазма пошли выполнять задуманное. Для знакомых с соционикой (MBTI), Гугл это однозначно интуитская компания (N). Мне на собеседованиях постоянно упоминали хаос как минус и основную сложность в адаптации новых сотрудников, а также как одну из основных характеристик культуры (которая никогда не поменяется, потому что является сильной стороной и неотъемлемой частью философии основателей). И, хотя до этого мне рассказывали всё то же самое в куче других мест, куда я собеседовалась (и в итоге эти места оказывались по скорости если не госструктурами, то во всяком случае большими неподъемными корпорациями), то в Гугле всё так и есть на самом деле, и по уровню скорости он совсем не похож на компанию из 60 тысяч человек. Отчасти потому что индустрия онлайн-рекламы – тема, которая не устаревает и постоянно развивается, отчасти - потому что с самого основания компании ведётся политика привлечения людей определенного склада характера и с набором навыков, позволяющим никогда не скучать =). Так что тут нужно либо любить гибкость и заметную долю хаоса, либо уметь и любить строить из хаоса порядок и структуру (или его видимость), осознавая при этом, что завтра всё придётся опять поменять/переделать, потому что изменились реалии или просто кому-то в голову пришла ещё более гениальная идея =). К моему большому удовольствию, в Гугле мало людей, любящих наводить структуру и подхватывать тысячи рождающихся вокруг тебя идей, облекая их в некую стабильную физическую форму – а это как раз то, что я люблю делать больше всего и от чего получаю огромное удовольствие. Не все роли в компании предполагают необходимость такого подхода к работе, но мне повезло =).

Это постоянное понимание того, что в любой момент всё может поменяться, стало накладывать отпечаток и на мою личную жизнь. Мне стало тяжело планировать наперёд, особенно отпуска. С одной стороны, я понимаю, что в любой момент может нарисоваться что-то по работе (а горизонт планирования у нас – неделя-две максимум). С другой – начинаешь видеть пользу от краткосрочного планирования и гибкости, которое оно приносит в жизнь, и уже не хочется сковывать себя какими-то туманными планами и обязательствами. Хотя я все ещё периодически отправляю коллегам календарные блокеры на события через месяц-два, и в лучшем случае мне не приходит вообще никакого ответа, а в худшем – я получаю стёб и недоумение в ответ, мол, давайте ещё похороны наши запланируем =))). Так что в плане “внезапности” мне ещё работать и работать над собой =).

С третьей стороны, иногда планировать заранее всё-таки надо, и это тот случай, когда гора пойдёт к Магомету, и я прикладываю усилия по формированию плана за месяц-два – и как ни странно, большинство людей этому рады и рассматривают как помощь. Другой вопрос, что опять ожидается большая степень гибкости и готовность всё при необходимости перекроить ближе к делу.

4) Хотя Гугл любит характеризовать себя как data-driven organization, изнутри понятно, что иногда решения принимаются на основании довольно-таки scrappy расчетов и 7-го чувства =). Во многом это обусловлено тем, что компания не хочет терять время на занудные внутренние разборки в ущерб новой бизнес-возможности. Также в компании существует традиционный подход A/B testing – инициативы и изменения внедряются путём экспериментов, которые на практике подтверждают или опровергают какую-то теорию, а не путём долгих подсчётов и бесконечных одобрений вышестоящего начальства. В принципе у любого сотрудника вне зависимости от его “старшинства” очень большое поле для принятия самостоятельных решений на тему того, что и как он хочет делать.

5) Вообще отношение ко всякого рода иерархиям и бюрократии в Гугле крайне негативное – так или иначе все пытаются сохранять какой-то здравый баланс между необходимостью контроля, упорядоченности и скоростью решения вопросов. Опять же, в силу демократичной культуры, любой сотрудник может сказать “нет” в ответ на какую-то явно нерациональную или неоптимальную просьбу, аргументировав и предложив альтернативное решение. Если честно, за 5 месяцев я ещё ни разу не видела, чтобы в ответ на разумную просьбу или жалобу кто-то бы ответил – ой, ну вот такой у нас процесс и правила, делайте, как вам говорят. Обычно у совсем жёстких правил есть серьёзные юридические основания, а для всего остального существует common sense и довольно большая гибкость. Опять же, я знаю мало гуглеров, которые бы получали удовольствие от процесса ради процесса – мне кажется, таких товарищей как-то отсеивают на собеседованиях =). Если есть хоть малейшая возможность оптимизировать, сократить нецелевой расход времени и ресурса, то люди немедленно это стараются сделать. Как минимум в половине случаев, когда я пытаюсь обосновать какие-то нововведения или попросить кого-то что-то сделать, я использую аргумент человеко-часов, потому что он неизменно работает =).

6) Что ещё сказать? В Гугле важен нетворк. Вернее как – он важен везде, но в Гугле без него совсем не выжить. Структура подчинения в компании довольно плоская, поэтому существует большая автономность в принятии решений, и для того, чтобы они были приняты в твою пользу, нужно аргументировано доказывать их пригодность и выгодность для бизнеса куче не связанных между собой людей. Сильно упрощает этот процесс то, что в силу особенностей культуры в компании принято в первую очередь думать о том, что объективно лучше для бизнеса (в ущерб личной выгоде и политическим интересам, насколько это вообще возможно в организации такого размера). Я регулярно встречаюсь с ситуациями, в которых на принятие решения влияет несколько человек (команд), формально не находящихся друг у друга в подчинении. Линии подчинения сходятся где-то наверху, но никому и в голову не придёт эскалировать 99% вопросов – всё, как правило, решается консенсусом среди людей равного уровня, вмешательство “высших” сил не нужно и как-то не в “культуре”. Поэтому чем больше людей ты знаешь, тем проще тебе работать.

7) Вообще “уровень” людей – характеристика довольно вторичная. Даже самые юные сотрудники обычно выполняют большой кусок работы и несут ответственность за очень конкретные вещи. Игра в авторитеты и давление статусом – это приём, к которому прибегают в последнюю очередь. Я как-то опоздала на встречу, сказав, что задержалась на предыдущем звонке с начальником, на что надо мной пошутили, сказав, что я “name dropper” =). Так что толерантность к иерархичности и авторитетами в Гугле очень ограниченная, компания прикладывает усилия по устранению всевозможных ловушек сознания при принятии решений – в частности, многие команды избегают вовлечения т.н. most senior person’s opinion в обсуждение. Когда я собираю данные с большого числа людей или задаю им вопросы, то делаю так, чтобы они не видели ответов друг друга (особенно начальства) и формулировки их не сбивали с толку и не программировали на определённые ответы. Не раз сталкивалась с тем, что какой-то довольно высокопоставленный человек пытался настаивать на своей точке зрения, облекая в общем-то прямые указания в форму непрямой просьбы, на что человек на 5 уровней ниже аргументировано говорил нет, и высокопоставленный товарищ на этом успокаивался и уходил восвояси =). При всём уважении к моим предыдущим работодателям, такую картину я не могу представить себе нигде. В общем, как вы уже поняли,  у нас все помешаны на фактах и рациональности.

8) В попытках познакомиться с максимальным количеством людей я с первой недели в компании непрерывно обедаю и пью кофе с новыми людьми, и этот список до нового года и не думает заканчиваться. С одной стороны, у меня такая роль, которая охватывает нетипично большое количество людей. С другой стороны, к новому году нашими темпами куча людей сменится, и моя рутина с обедами-завтраками скорее всего не потеряет своей актуальности =).

9) Из прочих нюансов, которые бросаются в глаза в Гугле, – это перфекционизм, которым страдают если не все, то очень многие сотрудники. Причём он довольно причудливо сочетается с упомянутым выше желанием всё сделать быстро и “интуитивно”. Перфекционизм выражается в масштабности проектов, за которые люди любят браться. Исторически так сложилось, что система мотивации часто премировала создание нового, чего-то грандиозного, а, например, копирование/распространение чужих, уже работающих механизмов и инициатив, на другие команды/рынки поощрялось в меньшей степени. Поэтому и сегодня я часто наблюдаю, как люди хотят решить четкую небольшую проблему, но в процессе обсуждений проект приобретает какие-то невероятные размеры (раз уж делать, то делать всё и для всех, решить проблемы миллионов людей одним выстрелом). В ходе чего люди либо работают нереальное количество часов, либо же проект умирает, не родившись, потому что на его осуществление нужно в 10 раз больше людей. Ну или кто-нибудь в похожей на мою роли приходит и говорит: “Вы сошли с ума? Возвращаемся к изначальной спецификации и делаем а, б и с. А д – зед не делаем или делаем к 2020 году”. Поэтому в Гугле в основном работают люди, которым нравится мыслить масштабно и которые работают из-за интереса к работе, а не из чистого желания побыстрее дорваться до самого верха иерархии – как понятно, при таком качестве людей и масштабе проектов довольно сложно капитально выделиться =). Ну и сюда же добавим довольно высокую самокритичность гуглеров, комплекс insecure overachievers, приводящий к тому, что люди постоянно стараются прыгнуть выше собственной головы.

10) Вообще два ключевых навыка выживания в компании – умение независимо принимать решения и работать над их внедрением и иметь свою точку зрения/уметь её отстаивать. Опять же, обычные казалось бы требования. На мой взгляд, у нас они возведены в десятую степень, и я постоянно вижу новичков, которые немного теряются перед таким объемом неизвестности и многозадачности, когда можно ухватиться за тысячу вещей одновременно с риском ничего в итоге не добиться.

Когда я пришла в компанию, у меня были низкие ожидания по поводу того, сколько времени мне будут уделять – опять же, специфика моей роли и минус довольно высокой точки входа в компанию, на которой беби-ситтерство не входит в программу =). Это меня в какой-то степени спасло: я сама себе выстроила программу онбординга, начала самостоятельно встречаться с нужными людьми, записываться на тренинги. Некоторые люди в похожей роли даже говорили, что в целом мне даже повезло и мной занимались больше, чем ими, хотя суммарно на введение меня в курс дела моими начальниками и прочими “старшими” людьми было потрачено не более 4-х часов =).

Настоящим же шоком было, когда в первый день работы мой бизнес-партнёр начал мне на полном серьёзе задавать вопросы, интересуясь моей точкой зрения по вещам, о которых ну совершенно объективно у меня никакого мнения на тот момент быть не могло! То есть learn on the job это вполне конкретная перспектива в первые месяцы, и чем привычнее человеку быть кузнецом своего счастья, тем комфортнее ему будет в Гугле. Все очень приветливые, никто никогда не откажет в помощи и информации, главное иметь внутреннее желание двигаться и постоянно что-то делать в этом направлении. Но в конечном счёте спасение утопающих – дело рук самих утопающих. И во многом процесс собеседований построен таким образом, чтобы понять, а что, собственно, будет делать человек, если ему вообще не давать никаких указаний. И система продвижения сотрудников устроена таким образом, что если у тебя, скажем, больше 5 лет опыта работы, то тебе вообще нужен самый минимальный надзор. В общем я бы сказала, что на основе моего опыта в других компаниях такой подход совершенно точно не для всех.

11) Вообще самая правильная из встречавшихся на сегодняшний день характеристика Гугла – это то, что это Инсеад (или другая похожая бизнес-школа) для взрослых. В Дублине приписка про взрослость неактуальна, так как средний возраст у нас 28 лет. Но я бы добавила к этому, что в Гугле, пожалуй, даже больше, чем в бизнес-школе, так называемой diversity.

Забавный факт: когда я летала каждое лето на конференции Майкрософта в Штатах, я могла с вероятностью 80% определить коллег в общей очереди на паспортном контроле, даже если у них не было опознавательных знаков в виде логотипов компании на рюкзаке и одежде =). Есть что-то такое у МСовцев, их объединяющее – взгляд, манера держаться. Вот у гуглеров мне такие опознавательные признаки пока не даются. Иной раз идёшь от станции в офис и видишь вокруг себя людей в дредах, в растянутых свитерах с огромными наушниками, в другой – подтянутых напомаженных сотрудников в костюмах, как будто они только со встречи с председателем правления какого-нибудь немецкого банка. Когда они открывают рот, становится сразу понятно, что и те, и другие работают у нас, но чисто внешне угадать совершенно невозможно – настолько это разношёрстная толпа.

12) Ещё из необычного – Гугл часто упрекают в отсутствии гибкости в плане работы из дома. По моим наблюдениям, гибкость есть, и большая – куча парт-тайм схем, каких-то специальных графиков для молодых мам и так далее, но на собственном опыте могу сказать, что Гугл засасывает и вовлекает очень сильно, поэтому гибкость выходить условная =). Наверное, должно прям очень нравиться работать, чтобы это было комфортно. Все мои попытки поработать из дома иди другого офиса заканчивались ничем – нет ощущения связи с командой, “руки на пульсе”, что ли. Когда я во второй месяц работы взяла больничный на пару дней и моё состояние позволяло мне появляться онлайн, меня не приглашали на встречи и все решения принимались без меня. Если тебя нет офисе, то тебя как бы не существует. Сейчас, когда сфера моего влияния куда шире, меня и с температурой могут попросить придти на какой-то важный звонок (тут главное не стесняться отказываться от такой радостной перспективы) – но в общем и целом это скорее исключение – если ты не в офисе, значит есть какая-то серьёзная причина, поэтому трогать тебя не будут. Возможно, это особенность именно моей команды, но каждый раз, уходя в отпуск, я знаю, что пропущу десятки интересных и важных разговоров, и, когда вернусь, всё будет совсем иначе и это нормально =).

13) А ещё в Гугле любят весело проводить время и костюмированные вечеринки! И вообще к костюмам подходят очень серьёзно. У каждого уважающего себя гуглера, по слухам, не менее 15 предметов одежды, которые они надевали исключительно в связи с очередной вечеринкой или маскарадом. Да и в целом веселиться гуглеры умеют: культура work hard play hard, тоже очень по-инсеадовски. Юмор это вообще ключевая особенность культуры – начиная от названия принтеров (чего стоят little miss naughty и little miss trouble), переговорок и внутренних систем (никому обычно не приходит в голову назвать какую-нибудь внутреннию тулзу скучной аббревиатурой, а если это случится, то её быстро высмеят и заменят на что-нибудь куда более edgy) и заканчивая целой культурой memegen’ов – по сути внутрикорпоративных гиффок, призванных высмеивать внутреннюю бюрократию и неэффективность. Или, например, автоответчик в отпуске – только редкие зануды типа меня пишут что-то вроде “уехал, вернусь через две недели, в моё отсутствие писать тому-то и тому-то”, куда популярнее обещания не возвращаться, к примеру, если не будет достигнута нужная степень загара. В общем каждый день у нас ощущение праздника =).

Про бесплатную еду, субсидированные массажи, спортзалы и олимпийские бассейны в офисе писать не буду. На прошлой неделе вон у меня на встрече чихуахуа сидела, ну и что теперь =). Скажу лишь, что постепенно теряется способность самостоятельно готовить еду и решать примитивные вопросы типа создания календарного напоминания о предстоящих встречах с врачом, массажистом, маникюршей, потому что всё это делается за тебя.

В общем если вкратце, первый раз у меня так, что работа это развлечение, в офис хочется ходить каждое утро, а в отпуске я скучаю =). Как-то так вышло, что эта культура воспринимается как что-то очень родное, и вокруг много людей, разделяющих те же ценности и приоритеты в жизни, куча просто интересных личностей, с которыми хочется обязательно видеться и дружить вне работы и делать всякие рабочие штуки. Это такое удачное и очень причудливое сочетание моих интересов, особенностей Гугла и конкретно дублинского офиса, который многом уникален и удивительно хорош. Пусть это продлится подольше =).

ЗЫ Желающим подробнее углубиться в вопрос рекомендую две книги, которые в своё время склонили меня к принятию оффера – Work rules и How Google works. Будет интересно всем, кто так или иначе ломает голову над вопросами мотивации сотрудников и создания здоровой корпоративной атмосферы.

Comments

( 14 уже почесали — Почесать за ушком )
livejournal
Aug. 31st, 2016 01:34 am (UTC)
Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
inigo_montoiya
Aug. 31st, 2016 07:55 am (UTC)
Не по теме поста, но по фотографии выскажусь: мне кажется или ты похудела? :)
dream_catch_me
Aug. 31st, 2016 08:13 am (UTC)
Нет, я набрала, и сильно =) Это, мне кажется, эффект стрижки.
inigo_montoiya
Aug. 31st, 2016 08:13 am (UTC)
А может и искажение линзы :))
dream_catch_me
Aug. 31st, 2016 08:15 am (UTC)
Ну если ты конкретно про фото в этом посте, то точно =)
asya_ruw
Aug. 31st, 2016 09:07 am (UTC)
Очень интересно почитать про гугл и его внутренние процессы. Впервые слышу о подобной свободе у сотрудников. Обычно пока со всеми не согласуешь, сто виз не соберешь, никуда не двинешься. На последнем месте вообще перебор,т.к. даже элементарное письмо не можешь отправить пока его обязательно не прочитают, не вставят свои пять копеек, без которых и так все прекрасно, не дадут ценных указаний, и еще надо потратить пол дня, чтобы попасть на согласование. Такая бюрократия, что просто кошмар. Зато все при деле, рабочий день только официально 10,5 часов, а так вообще не уходите домой. Беготни много, а толку мало. И на такую работу вообще ходить не хочется. Очень здорово, что есть такая компания, как твоя, и возможно другие возьмут с нее пример. )))
dream_catch_me
Aug. 31st, 2016 09:17 am (UTC)
Многие компании пытаются создать у себя что-то подобное по примеру Гугла - чаще всего это технологические компании в силиконовой долине, там просто очень сложно конкурировать, большая гибкость - в целом свойство многих работодателей и является чуть ли не общим местом.
Лазло Бок, проповедник этой культуры, ушёл в свободное плавание заниматься независимым консалтингом, так что, возможно, его стараниями подобных компаний станет больше =)
indivi27
Aug. 31st, 2016 02:58 pm (UTC)
Поздравляю Вас от души, такое совпадение внутреннего темперамета с философией компании дорогого стоит:)
dream_catch_me
Aug. 31st, 2016 03:07 pm (UTC)
Спасибо! Ага, особенно когда изначально я была почти уверена в том, что всё будет ровно наоборот =)
oli_ka
Aug. 31st, 2016 07:42 pm (UTC)
Класс! Оч рада за тебя!!! Пусть все будет ещё интереснее со временем)
dream_catch_me
Aug. 31st, 2016 09:05 pm (UTC)
Спасибо)
davarix
Sep. 1st, 2016 03:50 pm (UTC)
sounds amazing!!!
darwen
Sep. 4th, 2016 06:55 pm (UTC)
Спасибо за пост, ужасно интересно было почитать! Такой продуктивный подход к работе!
denis_tsyplakov
Sep. 25th, 2016 11:00 am (UTC)
Понедельник начинается в Субботу в современном капиталистическом исполнении. Вплоть до совпадения некоторых мелких деталей.
( 14 уже почесали — Почесать за ушком )

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com