?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

В прошлые выходные с лёгкой руки френдессы я набрела на прекрасный блог о способах достижения финансовой независимости, автором которой является обычный американец без немногого 40 лет, который к 30 с небольшим стал финансово независимым и с тех пор не работает (в традиционном понимании этого слова). Он живёт со своей семьёй, состоящей из жены и одного ребёнка, на 25 тысяч долларов в год в доме 300 кв.м. в штате Колорадо. Больше всего меня заинтересовала его философия и подход, нежели конкретные методы урезания расходов. Он о них не пишет, но их легко вычленить и так, если прочитать пару десятков его постов из списка “Избранное”.

mr-money-mustache

Фундаментальная философия заметок – понимание важности финансовой независимости и её достижения путём правильного баланса доходов и расходов. В блоге есть несколько прекрасных статей, иллюстрирующих, как можно “досрочно” уйти на пенсию с совершенно любым уровнем дохода при разумном подходе к расходам. При этом он совершенно не скрывает и даже рекламирует инструменты инвестирования денег, которые помогли ему добиться цели.

Основные механизмы его подхода следующие:


  • Put a number on everything, то есть попытаться оценить, во сколько обходится та или иная трата, в “человеко-часах”, в часах “рабочей” жизни. Купил Мерседес, а не Пежо с такой же функциональностью? 2 дополнительных года работы на текущей работе. Поехал отдыхать на Сейшелы вместо Египта? 3 месяца работы. И так далее. Меня особенно порадовал пример из одной из статей с расчётами, во сколько одной из семей обходится собака, и получилось что-то около миллиона долларов. Mr Money Mustache считает, что, если люди начнут задумываться, сколько на самом деле стоят их прихоти, то их финансовые решения начнут сильно меняться.

  • Осознать, что за любой “неразумной” тратой (под неразумной подразумевается, что совершенно аналогичную функцию выполняет гораздо более дешёвый продукт) стоит либо некий психологический комплекс (“sucka mentality”), либо общечеловеческая иррациональность, из-за которой не хочется разбираться в оптимальных методах решения вопросов, а хочется идти на поводу у необоснованных “хотелок”.

В принципе каждый пост вертится вокруг этих аспектов: в одних он приводит пример своих чеков, объясняя, как именно, на что и почему он тратит деньги, в других он показывает нетривиальные и недорогие способы решения  дорогостоящих, на первый взгляд, задач, в третьих он с бесконечным остроумием подсмеивается над теми, кто ведёт ровно противоположный ему образ жизни, с десятком очень доходчивых объяснений. А ещё его блог читают миллионы людей по всему миру, его неоднократно пытались купить и даже ведутся обсуждения по поводу создания реалити-шоу на телевидении на его основе. И, конечно, как у любой неоднозначной “школы мыслей”, у Mr Money Mustache как куча поклонников, так и куча критиков (и на каждый вид критики у него подробная статья про то, почему его критики не правы, а он прав =)).

В общем если вы читаете по-английски и тема вам интересна, рекомендую! Я вот добавила себе в RSS.

По моему скромному мнению, это очень полезный блог, особенно для жителей постсоветских пространств, по нескольким причинам:

1. Сильная генетическая нерасположенность к накоплениям и мыслям о самообеспечении на пенсии, во многом, наверное, в результате 70 лет советского режима. Видела статистику, что меньше 30% россиян делают накопления с зарплаты, и эти накопления в среднем составляют очень маленький процент доходов. В Штатах, к примеру, статистика противоположная – 75% имеют накопления. При этом дело, конечно, не только в благополучии и богатстве стран – вот в этом исследовании показано, что в соседних и схожих по уровню развития странах Африки разница в % людей, имеющих накопительные счета, – 3 раза!

2. Большая склонность к потребительству, вызванная 70 годами аскезы и отсутствия выбора. Масштабы её не такие большие, как в Азии, но всё же.

3. Низкая финансовая грамотность населения в среднем – из-за относительно недавнего появления в России и СНГ разнообразных инструментов управления личными средствами и инвестирования типа паевых фондов, доступа к мировым биржам и т.д. Вокруг полно примеров людей, думающих, например, взять в ипотеку квартиру, чтобы потом её сдавать. Или предпочитающих купить квартиру без ипотеки, чтобы сдавать, вместо того, чтобы просто положить деньги на счёт под существенно большие проценты.

4. Привязка в менталитете между накоплениями и уровнем дохода, а также мысль о том, что расходы растут вместе с уровнем дохода. Mr Money Mustache наглядно показывает, что существует рациональный уровень расходов, не зависимый от уровня дохода. Растущие доходы в такой картине мира лишь приближают финансовую независимость, делая срок работы короче. Это, кстати, не типично СНГ-шная черта, в Штатах такое наблюдается повсеместно, когда к новой работе прилагается новый социальный “статус” и вместе с ним - новый дом, машина и так далее.

Большинство вещей и практик, о которых он пишет, лично у меня не вызывают особенных вопросов, кроме двух аспектов: 1) Путешествия (очень многие страны в его в бюджет не вписываются совсем, даже при условии двухзвёздочных гостиниц и уличной еды) 2) Уход за собой его жены, точнее его почти полное отсутствие.

А так, финансовая независимость понятие очень и очень привлекательное, не потому что позволяет “ничего не делать”, а потому что открывает совершенно новые возможности и позволяет делать определённые выборы в жизни, ни на что не оглядываясь.

А у вас есть какие-то примеры перед глазами людей, которые придерживаются интересных финансовых стратегий и идей? Или просто интересные блоги, которые стоит добавить в RSS-ленту? =)


Comments

( 115 уже почесали — Почесать за ушком )
inigo_montoiya
Aug. 12th, 2015 11:39 am (UTC)
Мистер Денежные Усы как минимум занимается продвижением своего блога в сети, а это труд, как ни крути. Так что "ничего неделание" - это такая иллюзия.

Согласна по поводу странных надежд на пенсию или столь же странной мысли о том, будто покупка жилья в ипотеку в постсоветских странах - это якобы инвестиция. И по поводу путешествий и ухода за собой для жены тоже согласна :D

Вероятно, для американца финансовая независимость означает больше независимость от банковских кредитов, нежели что-то еще. А так у каждого может быть свое понятие финансовой независимости. Например, я считаю себя финансово независимой, потому что сама могу себя финансово обеспечивать, работая :)

Если говорить о стратегиях и идеях, то перед глазами у меня за эти годы прошло немало примеров: от четы украинских предпринимателей, почти круглый год путешествующих с двумя детьми по миру и удаленно управляющих своими вполне себе не виртуальными бизнесами, до поднявшихся до определенного финансового уровня, затем страшно разорившихся и снова поднявшихся сингапурцев, которые тоже могут 80% времени заниматься своими делами, а не зарабатываением денег; европейцев, которые превращали любимые занятия и личные склонности в дело, приносящее деньги. Да что уж там, даже классический пример откровенно ворующего московского чиновника был (считается ли это интересной финансовой идеей, кстати? :D)
dream_catch_me
Aug. 12th, 2015 11:46 am (UTC)
"Мистер Денежные Усы как минимум занимается продвижением своего блога в сети, а это труд, как ни крути. Так что "ничего неделание" - это такая иллюзия".

Конечно, именно поэтому я добавила про "традиционное понимание". То есть ему не надо никуда "вставать" утром и идти, а, по мнению многих консервативно настроенных граждан, даже блог - это не работа, а фигня =).

По мне так финансово независимым можно быть только в том случае, если, прекратив работать, мне будет, на что жить, до конца моих дней. Либо потому что у меня будет достаточно денег и(или) активов, либо страховка, покрывающая все случаи болезни и потери трудоспособности. А иначе можно всё прожигать, думая, что и в 80 лет можно работать и себя содержать (вокруг меня скорее примеры, когда уже и в 50-60 люди бы с радостью ушли в бессрочный отпуск, но не могут).
А чем занимаются эти твои знакомые украинцы и европейцы, превратившие хобби в бизнес?

Edited at 2015-08-12 12:00 pm (UTC)
- inigo_montoiya - Aug. 12th, 2015 12:01 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 12th, 2015 12:08 pm (UTC) - Expand
4eremuxa
Aug. 12th, 2015 12:36 pm (UTC)
"Looking back at my list of all the articles, I am starting to realize that this isn’t a personal finance blog or even a lifestyle design blog. It’s a neverending sermon on the joy of strength. Strength, also known affectionately as Badassity, is at the root of most of the joy in a human life. And weakness, which also manifests itself as Complainypants and Wussypants diseases, is what makes you unhappy. "

все круто, но он такой самодовольный и такой весь в белом пальто, что тошнит
inigo_montoiya
Aug. 12th, 2015 01:04 pm (UTC)
ИМХО, самодовольство - тоже способ "продать" себя :)) Кому-то не понравится, но многие люди ведь "покупают". Особенно под соусом "как стать счастливым".
- 4eremuxa - Aug. 12th, 2015 01:39 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 12th, 2015 02:34 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 12th, 2015 02:10 pm (UTC) - Expand
indivi27
Aug. 12th, 2015 01:27 pm (UTC)
Интересный пост, спасибо, почитаю блог!
Из хороших историй о стратегии инвестирования очень понравилась история тревел-блогера puerrrto. Вот его интервью.
http://onetraveller.ru/interview/aleksandr-lapshin.html
Сама стратегия начинается с этих слов:
Прикинул, что если взять в Израиле кредит под 3-4% годовых, купить в России однушку (в 2004 г. ее стоимость была в районе 20 тыс.дол.), а через год-два ее продать — выйдет неплохой навар. И не ошибся. В 2006 г. цены взлетели ракетообразно, и я выручил за квартиру 100 тыс.дол. Расплатился сразу же с израильским банком и на эти деньги начал играть на бирже.

А в моей семье была менее радужная история - бабушка и дедушка всю жизнь копили и экономили на всем. Скопили 12000 рублей, которые прогорели в 92 году.
dream_catch_me
Aug. 12th, 2015 02:37 pm (UTC)
Да, я думаю, те годы сыграли финальную роль в формировании неприязни российских граждан к накоплениям в рублях. Правда, всё равно не понимаю, почему тогда не делать накопления в валюте или инвестировать. Видимо, глобальное недоверие к банкам.
- indivi27 - Aug. 12th, 2015 05:24 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 12th, 2015 05:33 pm (UTC) - Expand
indivi27
Aug. 12th, 2015 01:30 pm (UTC)
Кстати, еще хотела сказать, что мне очень импонирует это движение в стороны экономии (в противовес потребительству). Хотя я читала, что немецкая экономность наносит хороший такой ущерб их экономике. С другой стороны, кредитные пузыри, конечно, еще хуже.

P.S. еще одна история - уже российско-американская:)
Мамина подруга с мужем эмигрировали в 1995 году. У них в семье муж распоряжается финансами, они покупают акции, он за всем следит. И тут она как-то сказала - а муж-то мой молодец такой, в 95-м продал квартиру в центре Москвы за 20 тысяч долларов, а она сейчас минимум 10 млн рублей стоит. Так что недвижимость - не такая уж плохая инвестиция.

Edited at 2015-08-12 01:39 pm (UTC)
dream_catch_me
Aug. 12th, 2015 02:17 pm (UTC)
Ну уж нет, аргумент про квартиры, купленные в 90-х, совсем несерьёзный. Это не то же самое, что покупать сейчас (а если уж совсем честно, то как минимум года с 2005-го). Такие истории случаются раз в столетку в определённых географиях, это никак не база для повторяющейся стратегии.

Не думаю, что рациональная трата денег может принести ущерб экономике. А то, что накроются компании, производящие всякий шлак за немыслимые деньги - так туда им и дорога. Возникнут новые, более эффективные, свято место пусто не бывает. Другой вопрос, что мы скорее всего никогда не придём к миру, в котором розовые пони и всё (или сколько-нибудь значительная доля) население придёт к 100% рациональным тратам.
- indivi27 - Aug. 12th, 2015 02:42 pm (UTC) - Expand
smarty_yulia
Aug. 12th, 2015 01:51 pm (UTC)
Надо почитать на досуге)) Я люблю анализировать доходы, расходы и т.п.)) В прошлом месяце, например, вылезла ужасная цифра по нашим расходам на еду, в этом месяце я теперь каждый чек расписываю конкретно по позициям и анализирую, иначе действительно никаких доходов не хватит, если бездумно все в телегу кидать.
У меня автомобиль, кстати, Пежо)), аналогичная модель Мерседеса стоила ровно в 2 раза дороже, я могла ее себе позволить, но не стала, потому что разница в принципе только в шильдике, а потом еще и за сервис каждый год в 2-3 раза больше платить опять таки за эксплуатацию бренда))) Поэтому по твоему описанию подход товарища мне близок))
А вообще, конечно, тема ничегонеделания или минимальноделанья и при этом достаточного количества средств на существование, очень актуальна)))
baryshnia
Aug. 12th, 2015 02:06 pm (UTC)
я тобой восхищаюсь, пока что я прочитала посты, которые он считает главными, про переезд в место подешевле (где НЙ-НДж приводится как пример ада) и про жизнь около работы, и я просто не могу читать дальше без рвотной реакции.
кстати, он рассказывает, откуда у них медицинская страховка? без работы она эти самые 25к на семью и должна стоить.
dream_catch_me
Aug. 12th, 2015 02:21 pm (UTC)
А почему рвотная реакция-то, кроме того, что ему не нравится НЙ и окрестности? Я вот наоборот развлеклась, для меня это был и есть источник лулзов, потому и подписалась. Я там не со всем согласна, но в чувстве юмора чуваку отказать всё-таки сложно =).

Да, у них есть какая-то базовая страховка, я не вникала (да мне и сложно вникнуть, не зная локальных реалий). У него в нескольких постах описано отношение к медицине и своему здоровью - если сформулировать вкратце, то с их здоровым образом жизни и позитивным настроем они с момента выхода на пенсию ни разу (или почти) не болели и не собираются =). Не знаю, как в Штатах, в Италии медицина государственная околобесплатна и довольно приличная, поэтому у меня этот пункт никак не "щёлкнул".
- inigo_montoiya - Aug. 12th, 2015 02:37 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 12th, 2015 02:38 pm (UTC) - Expand
- baryshnia - Aug. 12th, 2015 03:26 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 12th, 2015 03:33 pm (UTC) - Expand
- baryshnia - Aug. 12th, 2015 04:20 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 12th, 2015 04:35 pm (UTC) - Expand
- baryshnia - Aug. 12th, 2015 04:49 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 12th, 2015 04:54 pm (UTC) - Expand
- baryshnia - Aug. 12th, 2015 05:42 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 12th, 2015 05:54 pm (UTC) - Expand
- baryshnia - Aug. 12th, 2015 06:08 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 12th, 2015 06:13 pm (UTC) - Expand
- baryshnia - Aug. 12th, 2015 06:20 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 12th, 2015 06:22 pm (UTC) - Expand
- baryshnia - Aug. 12th, 2015 06:31 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 12th, 2015 06:33 pm (UTC) - Expand
- making_pies - Aug. 12th, 2015 03:51 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 12th, 2015 03:55 pm (UTC) - Expand
- baryshnia - Aug. 12th, 2015 04:22 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 12th, 2015 04:39 pm (UTC) - Expand
- baryshnia - Aug. 12th, 2015 04:51 pm (UTC) - Expand
- making_pies - Aug. 12th, 2015 04:40 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 12th, 2015 04:45 pm (UTC) - Expand
- making_pies - Aug. 12th, 2015 05:30 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 12th, 2015 05:36 pm (UTC) - Expand
- making_pies - Aug. 12th, 2015 05:39 pm (UTC) - Expand
making_pies
Aug. 12th, 2015 02:10 pm (UTC)
А я не понимаю такой подход. Потому что сколько не анализировала, вывод всегда один: дорогие вещи и услуги лучше дешевых как ни крути в большинстве случаев. Для нас важен комфорт, гибкость и эстетика. А с подходом MMM как-то слишком много жертв ради непонятно чего.

К тому же, работают люди не только и не столько ради денег.
dream_catch_me
Aug. 12th, 2015 02:30 pm (UTC)
"дорогие вещи и услуги лучше дешевых как ни крути в большинстве случаев"

Я та ещё транжира по жизни, но с этим согласиться не могу. В том плане, что да, конечно, ты получаешь больше, потому что иначе производители товара или услуги не смогли бы тебе продать их дороже, НО это не всегда оправдано. То есть локально оправдать лично я могу что угодно (и уже много лет успешно это делаю: типа, какая разница, 500 баксов роли не играют, почему бы не повысить комфорт здесь и сейчас), но кумулятивно всё это играет в итоге принципиальную роль, особенно если деньги не лежат просто "где-то", а работают. Он в блоге много пишет про то, как не ощущать, что ты чем-то "жертвуешь" - имхо, это самый важный пункт, без этого вся система не работает, и ты будешь каждый раз чувствовать себя нищебродом =). Имхо, тут нужен сначала курс психотерапии непосредственно до внедрения в ряды "усатиков" (не знаю, как перевести на русский mustachians =)).

Что касается работы не только и не столько ради денег - ну, по моим оценкам, таких людей процентов 10 от населения. Наиболее осознанным удаётся найти что-то, что им нравится, но если этих людей спросить, будут ли они эту работу делать бесплатно, ответ будет в большинстве случаев "Нет". Лично меня в самой концепции финансовой независимости радует то, что она не предполагает "перестать работать на любимой работе", но позволяет смотреть на вещи вообще под другим углом. У меня, например, никогда не было такого, чтобы я понимала: "Всё, теперь я вообще ни от кого и ничего не завишу, могу вообще ничем не заниматься", мне просто было бы любопытно посмотреть, и что я буду делать тогда? Хотя я считаю, что работаю на любимой работе и вполне себе самореализуюсь сейчас.
- making_pies - Aug. 12th, 2015 03:46 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 12th, 2015 03:53 pm (UTC) - Expand
- making_pies - Aug. 12th, 2015 04:39 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 12th, 2015 04:43 pm (UTC) - Expand
- making_pies - Aug. 12th, 2015 04:53 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 12th, 2015 05:01 pm (UTC) - Expand
- making_pies - Aug. 12th, 2015 05:06 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 12th, 2015 05:16 pm (UTC) - Expand
- making_pies - Aug. 12th, 2015 05:23 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 12th, 2015 05:31 pm (UTC) - Expand
- baryshnia - Aug. 12th, 2015 08:34 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 12th, 2015 08:43 pm (UTC) - Expand
- baryshnia - Aug. 12th, 2015 09:02 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 12th, 2015 09:05 pm (UTC) - Expand
- baryshnia - Aug. 12th, 2015 09:15 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 12th, 2015 09:23 pm (UTC) - Expand
- brightist - Aug. 12th, 2015 10:05 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 13th, 2015 10:20 am (UTC) - Expand
- brightist - Aug. 13th, 2015 10:27 am (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 13th, 2015 11:48 am (UTC) - Expand
- brightist - Aug. 13th, 2015 12:08 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 13th, 2015 12:12 pm (UTC) - Expand
- brightist - Aug. 13th, 2015 01:09 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 13th, 2015 01:19 pm (UTC) - Expand
- brightist - Aug. 12th, 2015 10:02 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 13th, 2015 10:25 am (UTC) - Expand
- brightist - Aug. 13th, 2015 10:29 am (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 13th, 2015 11:47 am (UTC) - Expand
- brightist - Aug. 13th, 2015 12:14 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 13th, 2015 12:26 pm (UTC) - Expand
- brightist - Aug. 13th, 2015 12:55 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 13th, 2015 01:02 pm (UTC) - Expand
- brightist - Aug. 13th, 2015 01:19 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 13th, 2015 01:20 pm (UTC) - Expand
- making_pies - Aug. 19th, 2015 05:02 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 19th, 2015 05:11 pm (UTC) - Expand
- making_pies - Aug. 19th, 2015 05:21 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 19th, 2015 06:14 pm (UTC) - Expand
- making_pies - Aug. 19th, 2015 06:49 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 20th, 2015 12:15 pm (UTC) - Expand
- making_pies - Aug. 20th, 2015 12:25 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 20th, 2015 12:28 pm (UTC) - Expand
- making_pies - Aug. 20th, 2015 12:31 pm (UTC) - Expand
- demenyaka - Aug. 19th, 2015 03:34 pm (UTC) - Expand
- n_artemova - Aug. 13th, 2015 02:54 am (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 13th, 2015 10:32 am (UTC) - Expand
inigo_montoiya
Aug. 12th, 2015 02:43 pm (UTC)
А вот, кстати, о финансовой независимости в твоем понимании: не сочти за бестактность, но озаботилась ли ты каким-то финансовым планированием для будущего на данный момент?

Мне интересно, потому что сама я озаботилась этим только в прошлом году и это стоило мне кое-каких моральных усилий (финансово я этого планирования никак не чувствую, т.е. я все равно не трачу столько, чтобы отчисления на пенсионное планирование меня стеснили).
dream_catch_me
Aug. 12th, 2015 02:51 pm (UTC)
Если ты имеешь в виду всякие варианты негосударственных пенсионных фондов, то нет, не занималась ещё этим вопросом. У нас есть некоторые активы, позволяющие нам думать, что если "вдруг что", то с голоду не умрём, условно, но я планирую эту тему проработать (видимо, рубеж в 30 лет начинает сказываться =)).
- inigo_montoiya - Aug. 12th, 2015 02:56 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 12th, 2015 03:07 pm (UTC) - Expand
zuka1
Aug. 12th, 2015 05:22 pm (UTC)
Я его давно читаю, но ничего революционного не вижу. Видимо, потому, что особо ни на что не трачу. А если уж трачу - то потому что оно мне действительно нужно. А туфлями я переболела, туфлями я почти совсем переболела, почти совсем-совсем уже переболела.
И да, раздражает этот тон гуру, которым пишутся банальные вещи.

Но кому-то, кто действительно не чувствует, сколько он тратит - может и быть полезным.
dream_catch_me
Aug. 12th, 2015 05:24 pm (UTC)
"Я его давно читаю, но ничего революционного не вижу. Видимо, потому, что особо ни на что не трачу. А если уж трачу - то потому что оно мне действительно нужно".

Имхо, таких как ты (я не помню, мы на ты ведь? =)), абсолютное меньшинство!
- zuka1 - Aug. 12th, 2015 06:09 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 12th, 2015 06:16 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 12th, 2015 05:25 pm (UTC) - Expand
mysh
Aug. 12th, 2015 08:08 pm (UTC)
Спасибо, почитала и почитаю еще. В принципе, более-менее понятные вещи пишет (да и со многими возражениями у тебя в комментах я согласна), но все равно мне кажется, что иногда полезно себе о таких вещах напоминать - и даже если ты осознанно (осознанность - это вообще здесь ключевое слово) выбираешь другую стратегию. А то мы вроде и учет ведем уже 6 лет, и особо не транжирим, а все равно периодически "расслабляемся" в плане трат. Накопления стали делать только в этом году, как гром грянул. =(
dream_catch_me
Aug. 12th, 2015 08:14 pm (UTC)
Вооот, та же история! Я с прошлых выходных уже сэкономила суммарно около 25% моего месячного дохода просто лишь прочитав блог, потому осознала, что некоторые привычные покупки можно делать иначе. Просто-таки открыла для себя дивный новый мир =)
- n_artemova - Aug. 13th, 2015 02:44 am (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 13th, 2015 10:36 am (UTC) - Expand
davarix
Aug. 12th, 2015 09:00 pm (UTC)
я его тоже читаю и стараюсь применять то, что мне кажется разумным.
marinja
Aug. 13th, 2015 01:09 am (UTC)
я тут намедни призадумалась на что уходят все деньги и выяснила что уходят на детей - спорт и соревнования, школа, детская одежда (ну девицам уже 15 и 17 так что цены совсем не детские, хорошо хоть форма школьная обязательна), купальники для плавательных соревнований дорожают с каждым днем, брекеты тоже как маленькая машинка стоят :)
я если что в австралии живу и все реалии капитализма на себе очень хорошо чувствую :)))

ну а блог почитаю на досуге, спасибо!
finsaver
Aug. 13th, 2015 07:26 am (UTC)
У нас в семье не смотря на наследие уже лет 6-8 идем к фин.независимости. Портфель для рос.экономики вполне сбалансирован. При этом я не сторонник тотального урезания расходов, больше люблю баланс во всем и оптимальное управление накоплениями, чтобы побольше прирастало.
В этом году достигли суммы пассивного дохода, который покрывает наши текущие расходы. Но тут выявилась проблема - супруг к этому не готов психологически. Он никак не может позволить себе заниматься чем-то что больше нравится, но не приносит или приносит меньший доход.
Т.е. при том, что он может спокойно отойти от дел, наслаждаться жизнью и поискать то, что будет приносить удовольствие, продолжает ходить на работу от которой очень устает и которая уже достаточно приелась. Более того она даже начинает тормозить наше фин.развитие, так как управлять активами мне уже тяжело. Я банально не тяну управление недвижкой (ремонты, обслуживание, сдачу в аренду). Вот такие вот подводные камни обнаруживаются иногда ))) и это тоже наследие 90-х
dream_catch_me
Aug. 13th, 2015 10:40 am (UTC)
Вот поэтому я, наверное, буду смотреть в сторону инвестиций, потому что какая-никакая недвижимость у нас и так есть, а если её ещё и плодить, то все эти maintenance & time costs превращаются в фулл-тайм работу.
demenyaka
Aug. 19th, 2015 02:59 pm (UTC)
у меня не столько ответы, сколько вопрос - а в чем удобно делать RSS ленту?

спасибо за интересный рассказ!
dream_catch_me
Aug. 19th, 2015 03:08 pm (UTC)
Если вы хотите читать блоги не в ЖЖ в ленте ЖЖ (вместо того, чтобы заходить во все эти блоги по-отдельности), то RSS единственный вариант =)
- demenyaka - Aug. 19th, 2015 03:12 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Aug. 19th, 2015 03:14 pm (UTC) - Expand
- demenyaka - Aug. 19th, 2015 03:18 pm (UTC) - Expand
( 115 уже почесали — Почесать за ушком )

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com