Ольга (dream_catch_me) wrote,
Ольга
dream_catch_me

Categories:

Про делегирование vs специализацию

Дискуссия на моей странице в фейсбуке навела на размышления о культурных различиях в восприятии роли менеджера/начальника в России и Европе. Я написала пост с вопросом про текущую ситуацию с курсом рубля, куда оно всё идёт, какие перспективы, что делать с недвижимостью – озвучила, думаю, сомнения большинства знакомых мне москвичей, не в последнюю очередь потому, что больше половины моих френдов там – это выпускники MBA, магистры экономики, научные сотрудники и прочие светлые головы. Одним из первых комментариев был: “И чему вас учат на MBA?” Понятно, что комментарий был скорее шуточный, но в каждой шутке, как известно, есть доля правды =).

shutterstock_53412745

Можно было бы написать целый трактат на тему того, о чём именно это образование, придумать список мифов на тему и потом последовательно их разоблачить. Но меня больше интересует вот какой аспект – я уже давно замечаю, что в нашей (российской) культуре в силу фундаментальности высшего образования принято от выпускника широкой специальности ожидать энциклопедических познаний в её рамках. Юрист? Значит, и по уголовному, и по гражданскому, и семейному праву будь добр знать ответ. Историк? Знать все периоды, страны, даты наизусть.

Западное же образование, на основании как минимум MBA-опыта, построено скорее по принципу “знать, как прийти к ответу, где найти информацию, использовать разрозненные знания, чтобы их синтезировать и добиться какой-то более широкой цели”. Точно также магистр делового администрирования/управления бизнесом, если дословно перевести MBA – это человек, который хоть и проходит микро- и макроэкономику, финансы, бухгалтерский учёт, не является узким специалистом ни в одной из профессий, его готовят к должности управляющего менеджера, обладающего лидерскими и интеллектуальными качествами, необходимыми для развития крупного направления или бизнеса в целом. Люди на этой должности не будут заниматься конкретикой, для которой существуют эксперты своего дела: сведением бухгалтерского баланса или расчётом максимальной стоимости интернет-кампании. Конечно, он будет вовлечён в ключевые события и решения по бизнесу типа выхода на IPO, но на уровне принятия решений, в то время как аналитическая база будет уже готова. В критической ситуации он, конечно, сядет и всё проанализирует сам, но в большинстве это будет крайне неэффективным вложением времени с его стороны.

Вообще, по моим наблюдениям, в российской деловой среде (и, кстати, во многих азиатских) принято воспринимать менеджера/руководителя направления/начальника отдела как эксперта высочайшего уровня, более высокого, чем подчинённого и потому, собственно, ставшего руководителем. В рамках данного подхода менеджер – это тот, кому эскалируют проблему по специальности, когда экспертиза подчинённых по вопросу истощилась и они не могут решить проблему без привлечения руководства. К примеру, отдел занимается программированием и начальник – гуру-программист, специалист более высокого разряда, который решает возникающие проблемы с кодом и по совместительству координирует работу команды. Начальник отдела коммерческой недвижимости, который самостоятельно ведёт группу самых сложных клиентов и параллельно управляет командой более начинающих риелторов. В такой схеме, получается, начальник становится главным по принципу более глубоких технических знаний по конкретному вопросу, а не потому, что он лучше умеет продавать идеи руководству, развивать свою команду и налаживать взаимодействие с другими отделами. Более того, мне кажется, задача собственно управления командой многими воспринимается как приложение к основной работе – быть специалистом своего дела. Во многом отсюда растут ноги у неумения людей развивать, готовить к следующим позициям внутри компании и, как следствие, большой текучке кадров.

В европейской бизнес-среде (в широком понимании, сюда же относятся российские офисы продвинутых международных корпораций), по моим наблюдениям, всё иначе. Руководитель – это умный продавец, способный продвинуть свою команду и её идеи, понимающий стратегию компании в целом и умеющий правильно распределить обязанности внутри отдела, чтобы эту самую стратегию максимально полно и эффективно воплотить в жизнь. Среди моих менеджеров никогда не было человека, который бы разбирался в подведомственных мне вопросах лучше меня, потому что они знали формулу успеха: им надо меня правильно мотивировать, чтобы я делала свою работу хорошо и делегировать мне какие-то вещи, возможно, даже за пределами моих непосредственных обязанностей, чтобы этому самому менеджеру не пришлось работать ночами и выяснять кто, куда, зачем и прочее.

Думаю, конечно, разница в подходе не только культурно-географическая, но и зависит от профессии. Сложно быть начальником отдела программистов и совсем не разбираться в коде, как и сложно руководить группой сильных сейлзов, не имея опыта общения с клиентами. Также существует зависимость от размера компании. В маленьком коллективе традиционно все делают всё, в то время как в большой компании начальники второго и далее уровня представляют свой предмет в общих чертах. Однако, моя личная статистика говорит о том, что в т.н. меритократических организациях (где поощрение напрямую зависит от результатов работы) чаще растут те, кто проявляет сильные лидерские, организаторские качества и мотивацию, а не те, кто больше понимает в предмете – последних как раз пытаются оставить на месте, потому что это очень удобно – иметь глубокого специалиста под рукой. По моим наблюдениям, вот этот переход из одного качества в другое для большинства людей самый сложный шаг в карьере, потому что нужно брать ответственность за других, не просто работать в команде, а создавать и поддерживать её, шаг за шагом, каждый день.

В общем “мамы всякие нужны” и вопрос о том, какой подход эффективнее сам по себе не имеет однозначного ответа (ибо всё зависит от контекста, как обычно), но моя точка зрения в том, что работа управленца – это отдельная профессия, и российскому бизнесу эту концепцию ещё предстоит осмыслить полноценно.

А вы какие тенденции наблюдаете? Считаете, что это в большей степени культурное различие или всё же свойственное определённому набору специальностей?

Tags: mba, рабочее, развитие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 60 comments