?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

INSEAD: год спустя

Недавно был год, как я выпустилась из Инсеада. Многие, естественно, спрашивают, как дела, пригодились ли мне полученные знания на работе, и если да, то какие, как вообще сама работа. Вот решила суммировать свои впечатления, чтобы в будущем просто давать ссылочку на этот пост =).

276_03Jjuly2013

Мне довольно сильно повезло попасть на позицию, на которой открываются те самые challenges, которые ищет почти каждый выпускник бизнес-школы. Наверное, если бы я оказалась в другой компании, на другой должности, в другой команде, всё могло бы пойти не так, но именно здесь – да, мне ежедневно пригождаются полученные мной знания в той или иной форме, более того, я считаю именно их одной из главных причин, по которой мне удалось не только получить эту работу, но и неплохо с ней справляться, о чём по итогам года свидетельствуют две металлические рамочки на моём письменном столе =). Иногда я даже говорю, что это работа развивает меня больше, чем Инсеад, ведь она заставляет меня, в силу многочисленных факторов, осознанно и неосознанно применять всё теоретически изученное на практике.

Если бы меня попросили в порядке приоритета перечислить основные post MBA learnings, над которыми я много думала и работала в последний год, то это будет следующее:

1. Активная созидательная позиция. Я ещё в процессе учёбы писала об этом. Не ждать, пока кто-то другой что-то решит, определять стратегию и принимать решения самому. Гораздо проще стать руководителем, если ты и так уже принимаешь решения, это становится естественной частью процесса, формализацией уже свершившегося факта. Задавать себе вопросы: “От кого зависит это решение? Как я могу повлиять?”. Зачастую сталкиваешься с тем, что руководители, иногда и довольно высокого уровня, сами не знают ответов на многие вопросы. Вариант тут один – находить их самому, предлагать, вовлекать сторонников, не ждать курса свыше, создавать его самостоятельно. Кажется логичным и common sense, но на практике многие это воспринимают как заметные личные риски, особенно в больших компаниях, поэтому следуют этому постулату далеко не все. Во многих компаниях культура такому подходу и правда не способствует, однако, даже там, по моим наблюдениям, мбаев за этим и берут и им выдаётся своеобразный carte blanche на изменения. Принятие на себя ответственности и способность вести людей туда, куда тебе кажется правильным - свойство лидера, и хорошая новость в том, что выпускников MBA берут в компании именно затем, чтобы они там эти качества проявляли. Сюда же относится умение чувствовать себя комфортно в неопределённости, принятие того факта, что дальше её будет ещё больше и лучше начать вырабатывать навык обращения с ней как можно раньше. В абсолютном большинстве ситуаций правильный ответ неочевиден, и всегда приходится лавировать между тягой к перфекционизму и собиранием деталей с одной стороны и необходимостью быть быстрым и эффективным с другой. Успех во многом зависит именно от того, насколько ты умеешь находить правильный баланс.

2. Выстраивание отношений, нетворкинг и постоянное сотрудничество с другими. Здесь работает закон больших чисел. Если твоя судьба в компании зависит от двух-трёх коллег и нанимающего менеджера, это проблема. Совместные проекты, широкий спектр задач – это безграничные возможности для реализации новых идей и различных синергий между разными отделами и неминуемого повышения видимости внутри компании в качестве бонуса =). Это и база для будущих перемещений внутри компаний, особенно в периоды кризиса и массовых сокращений. Мне кажется, с этим пунктом в русской культуре связано много негативных коннотаций – как это так, специально выстраивать с кем-то там отношения, а как же моя глубокая душа и настоящая дружба? Так вот, по моим наблюдениям_ крепкие рабочие связи довольно часто выливаются в дружбу, просто в западном обществе никто просто так “с нуля" ни с кем не дружит, этому, как правило, предшествует какой-то совместный бэкграунд в виде учёбы в одной школе или, на худой конец, происхождения из одного города. Просто так, в отличие от России, здесь никто не открывает душу нараспашку при первой встрече, поэтому любые отношения, в том числе рабочие, выстраиваются. И, кстати, очень быстро учишься разделять рабочее и личное, уважать чужие границы, - невероятно полезный навык для создания положительной рабочей атмосферы и сохранения тонны нервов.

В отношения нетворкинга, кстати, я считаю, что Инсеад меня изменил очень сильно – если раньше я тяготилась необходимостью знакомиться с большим количеством людей, то теперь мне это в радость, и полученные знаний об особенностях разных культур невероятно помогают игнорировать все те грабли, на которые ещё пару лет назад я бы гарантированно наступила, а также вычислять возможные интриги и “политические” тенденции и успевать на них реагировать заранее. Кстати, неоднократно подмечено на разных корпоративных мероприятиях: соотечественники всё-таки в массе своей не обладают навыками нетворкинга, не учат нас этому в школе, поэтому либо просто не инициируют смол-толк, либо тусуются со своими же и передвигаются везде группками, как японцы и индусы =).

3. Позитивизм и конструктивизм. Про это я тоже уже писала – can do attitude решает очень-очень многое. Как когда-то сказал один умный человек – “Если вы хотите жить как никто другой, делайте то, что никто другой делать не хочет”. В корпоративной среде очень ценятся люди, которые много и хорошо работают и делают это с энтузиазмом – именно последнее, по моим наблюдениям, отличает просто high performers от very high =). Абсолютный императив – ничего не критиковать и ни от чего не отказываться, не предложив обоснованную альтернативу. Очень положительно влияет на уровень доверия и профессионализма в команде. В свои лучшие проекты за этот год я ввязалась по принципу "глаза боятся, а руки делают" =).

4. Manage your own boss или спасение утопающих – дело рук самих утопающих =). Проактивная позиция во всём, что касается плана деятельности и результатов, самостоятельное инициирование 1:1, формирование ожиданий, разговоров о показателях успеха, продвижении и компенсации очень-очень сильно помогает жить. Невероятно важно, какой лейтмотив у твоей профессиональной “истории” с начальством и какое сообщение ему регулярно транслируется: если ты постоянно эскалируешь свои проблемы, которые не можешь решить сам, это формирует определённое восприятие. Если же ты всегда сопровождаешь проблему вариантом её решения - это совсем другое дело. Вообще на развитых рынка Запада начальник - это не тот человек, кто говорит, что и как делать (во всяком случае, не на позициях для выпускников бизнес школ, когда начальник - VP, GM или как минимум директор), а инструмент и ресурс, который нужно грамотно применять для достижения целей компании. Этому опять же у нас не учат, потому что в культурном кодексе часто прописано “я начальник, ты дурак” и в большинстве компаний по умолчанию принята азиатская модель управления, где инициатива должна идти от старшего, чаще всего с подробными указаниями на тему как, что и зачем. Отдельная интересная тема - разговоры о собственных успехах, которые, считается, особенно сложны для женщин, а в России так и вовсе считаются хвастовством, потому что “интеллигентные люди ждут, когда окружающие их сами оценят” =). Об этом уже давно написано здесь и здесь. Про обе вещи я узнала в Инсеаде (первая книга вышла как раз во время моего поступления).

5. Постоянное рассказывание релевантных профессиональных историй и вовлечение других в свой бизнес. Во-первых, это очень помогает пункту 2. Точек соприкосновения с другими гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд, но если их не обсуждать, то эти самые другие о них никогда не узнают. Влияние на будущее бизнеса эти совместные проекты имеют куда большее, чем индивидуальные, позволяя существенно расширить свои профессиональны навыки и попробовать в деле какие-то элементы чужой роли, в будущем это всегда пригождается. Во-вторых, в любой большой компании идёт формальное и неформальное соревнование за ресурсы, реализацию идей, внимание. Идеи, которые обсуждают чаще и больше, имеют больший шанс на реализацию. В-третьих, люди хорошо запоминают истории и простые объяснения. Story-telling и 30 second elevator pitch это на самом деле незаменимые навыки, особенно если излагать с точки зрения собеседника, с максимальным уважением и вниманием к его интересам и приоритетам. Это же и помогает добиваться результата быстро, особенно от senior executives, чья оперативная память сильно перегружена.

Если суммировать, то, конечно, мне придётся признать очевидный факт – при должном уровне мотивации и дисциплины все эти пункты очевидны, могут быть изучены и применены на практике без невероятных сумм на учёбу в бизнес-школе. И я знаю нескольких очень успешных людей, прекрасно владеющих всем вышеперечисленным арсеналом безо всякого обучения. Вопрос, как всегда, в скорости и эффективности. Можно и ботинком гвоздь забить =). Единственное из того, что, на мой взгляд, не подлежит замене книгами – это многокультурная основа Инсеада, всё-таки жизнь и учёба в окружении людей из 80 стран и совершенно различным профессиональным багажом – это уникальный опыт, который ничем другим не заменим и который я буквально каждый день вспоминаю с благодарностью =). В общем для меня бизнес-школа стала очень серьёзным шагом в профессиональном развитии, и я с удовольствием послушаю в комментариях другие советы и tips & tricks, которые пригодились вам в профессиональной деятельности.

Comments

dphq
Jul. 29th, 2014 06:55 pm (UTC)
Спасибо за пост!
dream_catch_me
Jul. 29th, 2014 07:02 pm (UTC)
Пожалуйста =)

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com