?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

FreakonomicsВернулась из Барселоны и почти сразу уехала отдыхать на озеро Комо, привезла кучу всякой красоты, долги по репортажам и фоточкам буду отдавать, видимо, вечно =).

Книга, о которой шла речь в прошлом посте, – “Freakonomics”, написанная профессором чикагского университета и журналистом New York Times Steven D. Levitt & Stephen J. Dubner.

Причина, по которой я не назвала её в самом начале, банальна: сама книга совершенно не имеет никакого отношения к детской тематике, поэтому мне не хотелось разочаровывать тех, кто сразу бы ринулся её покупать ради советов по родительству и иже с ним.

Несмотря на то, что книга не о детях, она очень ценна, поскольку продолжает коллекцию произведений по нежно любимой мной тематике о мышлении, анализе информации, об устройстве человеческого восприятия и мира вокруг. Книга представляет собой сборник разрозненных наблюдений и историй из жизни, иллюстрирующих постулат о том, что большинство явлений в экономике и человеческой жизни можно объяснить с помощью концепции incentive (поощрение, стимул). Автор анализирует различные курьёзы в истории Штатов с этой точки зрении и приходит к очень познавательным выводам. Приведу одну из несколько самых запомнившихся мне историй.

В одном детском саду изо дня в день происходила одна и та же история: родители регулярно опаздывали к официальному закрытию, и дежурная нянечка была вынуждена каждый день задерживаться на работе. Администрация садика решила бороться с этим явлением путём установления штрафа для опоздавших в размере 5 долларов. Однако очень быстро выяснилось, что введённые санкции привели ровно к обратному результату: родители стали задерживаться на большее количество времени, а те, кто раньше забирали детей вовремя, начали опаздывать. Вы, наверное, уже догадались, почему это произошло. Дело в том, что раньше родители старались не опаздывать, потому что знали, что из-за них нянечка будет вынуждена задержаться на работе, и им было неудобно от этой мысли. Когда же садик стал брать за опоздания деньги, нянечкины задержки из категории исключительного одолжения перекочевали в категорию оплачиваемой услуги, которую большинство родителей стало радостно «приобретать», особенно по такой-то выгодной цене. Администрация детского сада, очевидно, прогадала с размером штрафа и с самой концепцией введения платной услуги на то, от чего она хотела избавиться. Этим примером автор книги проиллюстрировал идею о том, насколько важны рычаги, которым мы пытаемся влиять на других людей, и как важно детально понимать, какое поведение мы стимулируем, - то, которое нам нужно, или то, которое мы думаем, что нам нужно.

Другой важный постулат книги – о том, что мир держится на стимулах и мотивациях. И хотя людям хотелось бы думать, что законы, управляющие миром, основаны на морально-нравственных категориях, чаще всего, если копнуть глубже, можно увидеть скрытую мотивационную схему, которая управляет ситуацией. Помню, у меня недавно была дискуссия с мамой на тему того, почему большинство авиакомпаний перевозит детей до 3-х лет бесплатно. Версия мамы была с том, что они «хорошенькие крошки, общество любит детей, поэтому им делаются поощрения». На самом деле, конечно, ребёнок в определённом возрасте не занимает отдельного места, в связи с чем авиакомпания не несёт дополнительных издержек, связанных с выделением кресла. Попробуйте забронировать отдельное место для ребёнка, и вы сразу увидите, что провоз проучится совсем не бесплатным =). Что касается остальных вариативных издержек (еда и т.д.),то они ничтожно малы, да и к тому же во времена жестокой конкуренции можно запросто лишиться части целевой аудитории, если начать брать деньги за то, что конкуренты делают бесплатно. Подобные объяснения можно найти для всего, что на поверхностный взгляд может показаться глубоко моральным явлением: существование полиции, развитие медицины, концепция тюрьмы и смертной казни – за подавляющим большинством подобных явлений в качестве цели стоит максимизация материального блага, для чего необходим порядок и контроль. Но людям, конечно, очень хочется подвести сюда совершенно другую основу («Государство о нас заботится», «Общество поддерживает нравственные законы, чтобы мы не превратились в зверей» и т.д.). Я, наверное, тут вполне очевидные вещи пишу, но уверена, что вы сами не раз сталкивались с такой вот «обывательской» трактовкой того, что происходит в мире, потому что это красивая картинка, в которую людям хочется верить. “Morality, it could be argued, represents the way that people would like the world to work – whereas economics represents how it actually does work”.

Но даже если вам подобная картина мира не близка – это совершенно неважно, поскольку книга полна и других занимательных историй, которые, полностью соответствуя концепции “фрикоидной” тематики, рассказывают о неожиданных взимосвязах несвязанных, казалось бы, явлений – сквозь призму экономики, конечно =). Любознательные читатели непременно узнают, в чём связь между настроением и честностью, агентами по недвижимости и адептами Ку Клукс клана, абортами и уровнем преступности в Штатах, а также так ли уж важны автомобильные кресла для безопасности детей и как сфабриковать прекрасные результаты ЕГЭ, если вы простой сельский учитель. Автор полностью оправдывает построенные им в самом начале ожидания: “So the aim of this book is to explore the hidden side of…everything” =).

Итак, вернёмся всё-таки к нашей основной теме: результатам нашей игры. Факторы, которые, согласно исследованиям, влияют на интеллект ребёнка, следующие:

1. Родители ребёнка принимают активное участие в школьном родительском комитете
2. Родители ребёнка дома говорят на английском языка
3. Ребёнок при рождении имел недостаток веса
4. Родители ребёнка имеют хорошее образование
8. Ребёнок был усыновлён
10. Родители ребёнка обладают значительным финансовым и социальным статусом
12. У ребёнка дома много книг
14. Матери ребёнка было 30 или более лет, когда она забеременела (угадайте, кстати, в какую сторону взаимосвязь =).

Факторы, чьё влияние не выявлено:

5. Родители ребёнка регулярно водят его в музей
6. Ребёнок регулярно посещает специализированные развивающие кружки
7. Мать ребёнка не работала между родами и детским садом, полностью занималась ребёнком
9. Родители ребёнка каждый день читают ему книжки, пока он не в состоянии это делать самостоятельно
11. Ребёнка часто лупят по попе
13. Ребёнок часто и подолгу смотрит телевизор
15. Ребёнок растёт в семье с одним родителем
16. Родители и ребёнок недавно переехали в более благоприятный район города

Как видите, среди факторов, влияющих на интеллект ребёнка, в основном находятся те, которые являются следствием того, какие родители. Не влияющие факторы – это в основном те, которые описывают то, что родители делают. Авторы посвящают много страниц текста тому, почему влияет одно и не влияет другое, а также означают ли эти результаты, что родители теперь могут вообще ничего не делать, раз их действия ни на что не влияют =). Я не буду разрушать интригу и очень советую вам ознакомиться с книгой, в которой вы найдёте ответы на все вопросы. У меня детей нет, поэтому в глазах общественности моё мнение не явлется авторитетным, и тем не менее, объяснения, приведённые авторами, показались мне довольно логичными. В частности, мне запомнился аргумент про кружки: если у вас есть работа, позволяющая нанять ребёнку няню или отдать его в пафосный кружок, то скорее всего интеллектуальоно вы ему можете дать больше, чем воспитательница, ведущая кружок.

Если вы хотите обсудить какой-то фактор со мной подробно и узнать о его трактовке, добро пожаловать в комментарии =).

Ну и самое главное! По итогам игры победителей оказалось аж трое: pakadu93, pupsique и dolce_1988. Все они назвали 5 правильных факторов, больше не смог никто (оно и понятно, при такой-то формулировке задания). Прошу вас прислать мне в личку ФИО и почтовый адрес, а также информацию о том, какой магнитик вы предпочитаете. First come, first served =).

Спасибо всем за участие! Я раскрыла комментарии к предыдущему посту, можете сравнить ответы. Enjoy!

Comments

( 15 уже почесали — Почесать за ушком )
dolce_1988
Nov. 4th, 2013 08:21 am (UTC)
Ого! В этом задании был приз! Я думала, мы просто так на интерес угадываем))))
dolce_1988
Nov. 4th, 2013 08:25 am (UTC)
"Матери ребёнка было 30 или более лет, когда она забеременела"


*мрачно* так это не в хорошую сторону влияет, да?
dream_catch_me
Nov. 4th, 2013 09:08 am (UTC)
Не знаю, хорошая это сторона или нет, но влияет таким образом, что чем мать старше и, соответственно, опытнее, умнее и т.д., тем больше она может дать своему ребёнку в интеллектуальном плане просто по факту своего нахождения рядом (то есть ей необязательно читать ребёнку книжки каждый вечер), просто она ему невербально транслирует более мудрые установки, а ребёнок берёт с неё пример.
Всё это никак не противоречит распространённому мнению врачей о том, что шансы родиться здоровым у ребёнка выше, если матери меньше 30 =).
dolce_1988
Nov. 4th, 2013 09:22 am (UTC)
Понятно, спасибо!
oli_ka
Nov. 4th, 2013 09:37 am (UTC)
Ну Оля, ну вообще разочарование, а не результаты. Я кардинально не согласна

Например, малый вес и усыновление? Как это возможно? Или родительские комитеты и англ язык? Чем английский в англии отличается от русского в России? По ощущениям, статистика - такая штука, что можно доказать связь факторов, которые причиной и следствием не являются, но как-то косвенно или вообще случайно совпали</p>

Короче, я не доволен:)

dream_catch_me
Nov. 4th, 2013 07:37 pm (UTC)
По пунктам:
Усыновление, потому что генетика определяет больше, чем воспитание в обиходном понимании. Следовательно, какими бы умными и развитыми ни были родители, они могут повлиять только в рамках заданного генетического материала.
Малый вес, потому что зачастую сопровождается болезнями при рождении, а также потому что очень сильно коррелирует с финансовым статусом семьи.
Участие в родительском комитете - обычно признак более качественного образования у родителей и понимания ими ценности образования у ребёнка.
Английский язык - опять же, определённая социальная среда и уровень образования.
Факторы, оказывающие влияние, так или иначе связаны между собой.

Хочу отдельно заметить, что цель книги была не в том, чтобы исследовать глубинные причины, почему так или иначе. Авторы предлагают свои трактовки, а уж соглашаться с ними или нет - вопрос к читателю.

А вот цифры, как и само исследование, весьма упрямы, потому что проводились несколько десятков лет самыми разными специалистами, это был проект национального масштаба. Запущенный на волне повального засилья self-helf books на тему "умного родительства". Я вот тоже, к примеру, не верю (тьфу-тьфу, ибо не понятно, как на меня повлияют гормоны =)) во все эти сонаты Бетховена во время беременности, а также призывы не курить/не драться/не ругаться матом из уст родителя, который сам всё это делает. Очень сложно в семье с низким уровнем культуры вырастить интеллигента, потому дети - проекция родителей. Но я к своей точке зрения не склоняю, готова ловить тапки в свой адрес =)
galka_nikolavna
Nov. 4th, 2013 09:42 am (UTC)
Совершенно не понимаю как участие в родительском комитете может влиять на интеллект ребенка. Есть какие-то пояснения в книге?
dream_catch_me
Nov. 4th, 2013 07:38 pm (UTC)
Участие в родительском комитете - обычно признак более качественного образования у родителей и понимания ими ценности образования у ребёнка.
galka_nikolavna
Nov. 5th, 2013 08:30 am (UTC)
Не согласна.. это скорее признак наличия у родителей большего количества свободного времени, которое они могут безболезненно посвятить школе, не более того:)
dream_catch_me
Nov. 5th, 2013 08:35 am (UTC)
Не обязательно родители будут именно этому посвящать время, если оно у них есть. Можно подумать, нет других занятий =)
galka_nikolavna
Nov. 5th, 2013 09:07 am (UTC)
Была я в этом комитете года 3 подряд, отнимало это чертовски много времени, даже не смотря на то, что все участие сводилось к "найди где купить-купи-принеси в школу" и "выбей денег с других родителей". Может быть за границей это совершенно другой процесс нежели в России? Тогда все вполне объяснимо:)
dream_catch_me
Nov. 5th, 2013 09:19 am (UTC)
Да даже и в России есть очень замотивированные родители, которые в корне меняют то, как функционирует школа, у нас такие были.
Но и чисто логически, даже если влияние родителями не оказывается, они всё равно участвуют не из-за избытка времени, а из-за того, что понимают важность образования ребёнка. Согласна, что за границей могут быть другие реалии.
pakadu93
Nov. 4th, 2013 10:14 am (UTC)
wow, what a surprise:)) да, про комитет действительно непонятно. Про усыновление немного неоднозначно, но в целом логично после вывода о том, что главное влияние, "какие родители" после рождения, а не биологически.
dream_catch_me
Nov. 4th, 2013 07:38 pm (UTC)
Ага, именно так =).

Участие в родительском комитете - обычно признак более качественного образования у родителей и понимания ими ценности образования у ребёнка.
cass1an
Nov. 4th, 2013 08:19 pm (UTC)
У них, кстати, подкаст довольно хороший(хотя там еще меньше связи с экономикой, чем в книге).
( 15 уже почесали — Почесать за ушком )

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com