?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Why Smart People Can Be So Stupid

Единственное полезное знание, которое я на данный момент вынесла для себя из курса управленческой психологии, – это статья Carol S. Dweck “Why smart people can bo so stupid”, выпущенная в начале 2000-х Йельским университетом.

Суть статьи в том, что люди делятся на две группы в зависимости от того, как они определяют ум. Первая группа - те, кто считает, что ум – это фиксированное свойство человека, которое у него существует от рождения в строго определённом количестве и потому со временем и усилием не может быть улучшено. То есть родился ты, условно, не самым умным человеком – и всё, tough luck, никаких шансов! Вторая группа полагает, что ум можно развивать, поскольку это свойство динамическое. Они рассматривают ум как потенциал, который можно реализовать, а не как фиксированное свойство. Ms Dweck в своё исследовании не пытается ответить на вопрос, какой из этих подходов обоснован научно (учёные до сих пор спорят на этот счёт), зато предлагает рассмотреть, как то или иное убеждение влияет на интеллектуальные способности человека, придерживающего определённой позиции.

Люди, считающие, что ум фиксирован, попадают в своего рода ловушку, потому что они не могут с точностью сказать, на каком именно уровне он фиксирован у них. Соответственно, они используют результаты своей интеллектуальной работы в качестве мерила собственного ума. Таким образом, срабатывает защитный механизм, и человек старается избегать той работы, которая может проявить его “недостатки” (ибо любое интеллектуальное поражение в одном вопросе человек склонен экстраполировать на все потенциальные ситуации и расценивать как оценку своих способностей в целом). Таким образом, эта группа людей реже ставит перед собой сложные задачи, изучает новое – потому что боится результатов, которые могут быть ими же расценены как отрицательные.

Люди второй группы считают, что их неудача в текущей интеллектуальной задачи – результат их усилий и подготовки (или отсутствия оных), и потому склонны воспринимать неудачный результат как отсутствие подготовки или необходимых способностей “прямо сейчас”, а не “вообще/в целом”. Такие люди реже связывают ум с общей качественностью человека, поэтому они более открыты к интеллектуальным экспериментам, расширению горизонтов и изучению вещей, в которых вообще не разбираются.

Выводом из всего этого является то, что какая бы ни была правда, мнение людей по этому вопросу влияет на них больше, чем сама правда =). Приверженцы теории фиксированного ума попадают в своеобразную группу риска, потому что со временем у них слабеет мотивация к познанию нового и саморазвитию в тех областях, где они подсознательно считают себя глупыми, и тем самым упускают ценные возможности стать ещё умнее и успешнее и рискуют стать со временем глупее, чем другие люди.

Вторая ловушка, которую описывает автор, – это убеждение, что только глупые люди должны прикладывать усилия, чтобы добиться чего-то значимого, что проявление усилий - признак глупости. Помню, когда я училась на филфаке, среди нас были люди, которые периодически презрительно отзывались о других: “Он этот предмет попой взял”. Взять попой – не солидно типа, значит нет природного таланта =). Это убеждение (или лучше сказать, заблуждение), на мой взгляд, крайне распространено в обществе. Оно, к примеру, пропагандируется разного рода фильмами и книгами про известных людей, которые всегда концентрируются на той части жизни человека, когда он уже успешен и известен на весь мир, оставляя за скобками годы, когда он пашет как вол, развивая в себе навыки, необходимые для последующего успеха. В связи с этим многие люди склонны излишне верить в талант, в некий небесный дар, который сопровождает человека с рождения и недооценивают те усилия, которые по истине великие (пусть и талантливые) люди вкладывали в свою работу. Автор считает, что это черта именно американского общества, хотя, на мой взгляд, это явление универсальное и в России встречается тоже довольно часто.

Таким образом, люди, верящие в фиксированный ум, более склонны к тому, чтобы так и не произвести ничего великого на свет, потому что убеждены, что ум уровня гения им уже не дан, значит незачем и стараться. Автор в статье приводит огромное количество примеров из истории искусства и литературы, когда великие люди росли совершенно обычными детьми, и их родители совершенно не считали, что воспитывают гения. А вот что действительно отличало этих детей от остальных, так это невероятная мотивация, вера в свои силы и непреклонное намерение себя реализовать. Меня особенно позабавил приведённый автором пример Моцарта, который начал сочинять музыку и играть в 4 года, на основании чего поколения историков и музыковедов в своих статьях смело приписывали ему композиторский гений с 4-х лет. Однако если покопаться, становится понятно, что Моцарт в 4 года был не более чем ранней пташкой в музыке, который до 21 года писал вполне себе банальные пьесы, не удостоившиеся даже включения в репертуар младших классов музыкальных школ. Все свои “гениальные” и признанные во всём мире произведения Моцарт написал после 21 года, т.е. талантливого ребёнка и гения разделяли 17 лет упорного труда и саморазвития. Страшно представить себе, что человечество могло лишиться Моцарта, если бы он был человеком с фиксированным восприятием ума =).

Такая вот интересная статья. Вы что думаете по этому поводу? =)

Comments

( 19 уже почесали — Почесать за ушком )
sin_paciencia
Mar. 27th, 2013 02:48 am (UTC)
Да :)

Нередко замечала, как люди, которые в детстве или подрастковом восзрасте считались "умненькими". Не всегда, но нередко, они сдавали уже к тридцати :( и мало чем отличались от людей, которых называли в детстве "тупицами".
dream_catch_me
Mar. 27th, 2013 02:52 am (UTC)
Ага, причём в одном женском сообществе даже дискуссия была, начатая одной мамой талантливого ребёнка - ей там дамочки отвечали - мол, не волнуйтесь, ваш ребёнок станет нормальным к 20, а то и раньше =). У нас в обществе как-то вообще не любят особенных =(.
sin_paciencia
Mar. 27th, 2013 07:29 am (UTC)
В любом обществе не любят особенных, даже в пчелином и муравьином. Большее разнообразие ведёт к дисгармонии.
sinta555
Mar. 27th, 2013 04:47 am (UTC)
Справедливости ради, действительно гениальную (без кавычек) 25-ю Симфонию Моцарт написал в 17 лет. (Ею начинается "Амадеус" Милоша Формана).

Моцарт -- все-таки гений. Искра Божья. Сотни миллионов людей с невероятной мотивацией, верой в свои силы и непреклонным намерением себя реализовать бьются с самых малых лет не поднимая головы. (посмотрите на Китай или Корею или Японию). Пока никаких новых Моцартов не появилось.

Десятки миллионов мальчишек в Южной Америке не щадя себя занимаются футболов. С невероятной мотивацией. До премьер-лиг добираются от силы десятки. Несмотря на бешеную веру в свои силы.

Миллионы девчушек и мальчишек с малых лет гробят себя у балетных станков. Лучшие из них попадут в корду, может быть. Единицы получат главные роли. Несмотря на непреклонное намерение себя реализовать.

Талант либо есть, либо нет. Никаким трудом этого не заработать.

dream_catch_me
Mar. 27th, 2013 05:01 am (UTC)
Ну во-первых, не очень понятно, каким образом физические виды деятельности связаны с интеллектом? Если человек не гибок от природы, то он потратит куда больше времени на выработку у себя навыков, которые другой, более оптимально сложенный для балета, разовьёт за пару месяцев. Учитывая ограниченность по времени профессий, связанных с физической активностью и ранний выход на пенсию, я могу понять, почему некоторые люди этот путь не выбирают.
Во-вторых, что в футболе, что в балете и других коммерчески выгодных видах деятельности (композиторское искусство тоже на пути к этому, увы) зачастую решающим фактором является наличие связей, агентов и денег, а не таланта и упорства.
Так что не думаю, что приведённые примеры как-то опровергают основной посыл статьи. Хотя согласна, что подобные рассуждения могут демотивировать кого-то, кто, не зная этой информации, мог бы и решиться на какой-то великий замысел =).

Про Моцарта - интересная информация, спасибо =). Про Корею и Японию - многие таланты были признаны после смерти, так что никто не знает, что будет через сто лет =). Статья лишь о том, что сам по себе факт наличия изначального таланта ничего не даёт, а иногда вся соль и не в таланте вовсе.
poruchik
Mar. 27th, 2013 07:51 am (UTC)
В футболе немного разбираюсь.
Для начала, спрос на футболистов всё-таки ограничен количеством профессиональных клубов.
"Десятки миллионов" просто было бы некуда пристроить, так что к исходному вопросу этот факт имеет очень косвенное отношение.

Далее, предположение о невероятной мотивации я бы поставил под сомнение. Многие из "десятков миллионов" бросают своё увлечение после начала взрослой жизни. Кто-то спивается на волне ранних успехов, кого-то родители заставляют пойти учиться в ВУЗ, а кому-то дисциплины не хватает. У меня среди знакомых есть все перечисленные примеры. В детстве такие финты с мячом творили - могли весь двор накрутить или мощно пробить с 20 метров в угол ворот на заказ. То есть талант был, но реализовать его не удавалось.

В Южной Америке такие же проблемы. Просто детский футбол сильнее развит, чем в России, да и климат другой. В связи с этим объём экспорта молодых футболистов из Южной Америки такой большой, а не потому что они от природы талантливей россиян.


Edited at 2013-03-27 07:51 am (UTC)
dream_catch_me
Mar. 27th, 2013 07:53 am (UTC)
Я ещё, наверное, не очень ясно в посте написала, что речь именно об интеллекте и интеллектуальных занятиях. Я не уверена, что футбол попадает в эту категорию =).
poruchik
Mar. 27th, 2013 10:31 am (UTC)
Я обратил на это внимание. )
Конечно, в физических видах деятельности помимо мотивации и труда нужно ещё здоровье, а с ним у многих проблемы.
oli_ka
Mar. 27th, 2013 06:39 am (UTC)
Carol Dweck - мой персональный герой вообще. Ее книга growth mindset оказала на меня сильнейшее влияние, маст-рид всем
Хотя статья эта хорошо суммирует основное в книге, конечно
dream_catch_me
Mar. 27th, 2013 06:44 am (UTC)
*Записываю, буду читать =).
jeki_jane
Mar. 27th, 2013 09:44 am (UTC)
Спасибо за пост. Согласна с автором. Из той же оперы для меня фраза: тебе повезло! А ничего, что, чтобы "повезло" люди реально пашут?)) кстати туда же: у тебя такая конституция! Тоже забавно звучит от людей, которые в жизни приседания не сделали)) одним словом: зарядка! Будь то зарядка для мозга, тела или души....
light_of_sun
Mar. 27th, 2013 06:06 pm (UTC)
А я думаю "посередине". :)
Есть то, что дано от природы, так сказать. И это можно развить. Или не развивать.))
Опять же, что и как развивать?) Полушарий у мозга два. Можно сделать упор на левом. Или на правом. Или на обоих попеременно, для равновесия.))
Среда еще есть. Среда воспитания. Имеющиеся способности могут неодобряться, запрещаться, игнорироваться. И есть личный выбор - покориться этому или восстать и бороться.
Я не усложняю, не?)
dream_catch_me
Mar. 28th, 2013 03:13 am (UTC)
Я так понимаю, левое полушарие - это как раз интеллект? Речь только о нём в статье =)
Среда и воспитание - да, очень важный фактор! Думаю, автор подходит с формулировкой "при прочих равных", т.е. при равных условиях среды и воспитания более склонен к саморазвитию будет человек с нефиксированным восприятием ума.

Мне внезапно пришёл в голову вопрос - а что за среда такая, где развитие интеллекта осуждается?
light_of_sun
Mar. 29th, 2013 04:01 pm (UTC)
Интеллект это не только левое полушарие, и в статье речь не только о левополушарном (пример с Моцартом это подверждает - музыка это больше о правом).

Что за среда? Да начиная с семейной системы заканчивая государственной.
darwen
Mar. 28th, 2013 01:13 pm (UTC)
Успех = 1% таланта + 99% "попы", это давно известно :)
darwen
Mar. 28th, 2013 01:17 pm (UTC)
Именно)
tiger_barb
Mar. 28th, 2013 09:37 pm (UTC)
По-моему, ничего нового :) Есть люди с низкой самооценкой, а есть с высокой :)
dream_catch_me
Mar. 29th, 2013 02:33 am (UTC)
Статья скорее о том, что на нашу самооценку порой влияют неожиданные, более фундаментальные, вещи =).
( 19 уже почесали — Почесать за ушком )

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com