?

Log in

Предыдущая запись | Следующая запись

Кому-нибудь здесь интересно читать про жизнь в Италии и всякие местные реалии? И вообще дневникового типа записи? А то я тут подала декларацию на налоговый вычет и спешу поделиться с миром, тем более у меня вообще интересные взаимоотношения с итальянскими налогами. Когда я устраивалась на текущую работу, то совершенно случайно узнала, что существует специальная льготная программа для итальянцев, возвращающихся на работу в Италию после учёбы или работы за границей. И уговорила свою компанию устроить меня в эту программу. Кстати, если у вас европейское гражданство и вы имеете возможность найти работу в другой стране в Европе – то посмотрите на Италию или Португалию (знаю, звучит смешно), у них очень интересные налоговые льготы сейчас, в том числе на открытие своего бизнеса.

WP_20150416_16_45_36_Pro

В силу итальянской бюрократии и крючкотворства нужно было подготовить целый пакет документов. В итоге моей компании пришлось нанять аудиторскую компанию, чтобы меня туда вписать =). Отчасти из-за этого я начала работать только в сентябре, а не в июле, как планировалось изначально. В августе все компании в Италии закрываются на отпуск, поэтому процесс был долгим и болезненным, но таки успешным =). Забавно ещё и то, что нигде невозможно узнать, продлят эту программу или нет, и если да, то на сколько. Никаких источников информации, сплошной туман =). С тех пор я для себя уяснила, что со всякими бумажными делами здесь лучше в принципе не связываться без лишней необходимости.

В прошлом апреле, к своему счастью, я узнала, что в МС существует специальная поддержка налоговых процессов для сотрудников. То есть налоги с заработной платы сотрудника в Италии всегда платит компания (и свою часть, и часть сотрудника), а вот для всего остального (продажа акций, сделки с недвижимостью и прочее) можно забронировать специальную бесплатную встречу с налоговым агентом, который оформляет декларацию, в том числе налоговые вычеты. Налоговые вычеты в Италии это священная корова, потому что налоги итальянцы платят безо всякого удовольствия и, конечно, используют любую возможность если не избегнуть декларирования (впрочем для севера это не слишком характерно), то во всяком случае вернуть хотя бы часть денег.

Про налоговые вычеты в России я уже узнала накануне отъезда, поэтому так ни разу этой услугой не воспользовалась *кусаю локти, вспоминая о расходах за второе высшее*. Но мне интересен ваш опыт, если он был, я слышала, что это всё долго и муторно.

В Италии же существует масса статей, как выяснилось, по которым можно рассчитывать на вычет. Некоторые статьи вообще довольно забавные, и меня очень интересует так везде в Европе или только у нас. Из самого популярного:

1) Проценты по ипотеке – 19% от выплат, но не более 4000 евро в год на обоих супругов. Сюда же можно включить комиссии агентов по недвижимости, до 1000 евро в год. Сюда также входит возмещение ежегодного кадастрового налога.

2) Высшее образование для себя и членов семьи на содержании - до 632 евро за человека в год. Если университет государственный, возвращают больше денег, чем за частный. Впрочем, в большинстве государственных вузов Италии образование стоит копейки. Сюда же входят расходы на съёмное жильё студентов, решивших учиться вдали от родительского дома.

3) Ветеринарные расходы! Я включила кошачьи прививки, представляете? =) Возмещают 19%.

4) Медицинские расходы. Это вообще отдельная тема. Я итальянской медициной очень довольна, приходилось обращаться в том числе через государственную страховку SSN – качество услуг вполне радует. До кризиса 2008 медицина была совершенно бесплатной для граждан страны, а потом ввели так называемые “тикеты” – процент расходов, которые несёт больной, как правило, очень маленький. Например, я по этой программе делала рентген поясницы, и мой тикет составил всего 4,5 евро. Так вот, в налоговый вычет можно включить все тикеты за год, а также все чеки на лекарства из аптек и получить 19% компенсации от общей суммы. Я чаще всего пользуюсь услугами платных клиник по ДМС от компании, в рамках которого плачу франшизу 15% от любой процедуры. Эту франшизу, не покрываемую страховкой, тоже можно включить. Также включаются расходы на очки для зрения и контактные линзы, прописанные врачом. И главный шок, мне также удалось включить тест на пищевую непереносимость =). Казалось бы, никто мне его не прописывал =).

5) Курсы йоги, пилатеса, ЛФК и прочее, прописанное врачом.

6) Оплата страховых полисов жизни и здоровья, до 1300 евро в год, в том числе приобретённых в иностранной компании.

7) Расходы на усыновление ребёнка за границей.

8) Расходы на детей в разводе (все траты кроме официальных алиментов).

9) Расходы на нянек и сиделок.

И ещё длинный список для разных социальных групп – инвалидов, пожилых, людей, требующих специальной помощи и т.д. В последние годы появился ещё модный вычет на ремонт недвижимости. Если в вашем доме проводятся какие-либо капитальные работы, и есть чек об оплате этих работ, то можно сделать вычет на них и на любую мебель, купленную в период проведения данных работ, стоимостью не более 10000 евро, в пределах 19%. Причём эти деньги декларант получает в течение 10 лет, то есть в самом лучшем случае получается что-то вроде 20 евро в месяц. Этой уловкой сейчас активно пользуются все подряд мебельные магазины, вешают рекламу с посылом активно покупать у них мебель, а потом вычитать её из налогов, не указывая при этом, конечно, что это процесс долгий и ещё надо доказать наличие капитальных ремонтных работ. Бизнес такой бизнес =).

Я вчера подала декларацию агенту на 1300 евро и в июле должна получить в зарплату 230 евро. Мелочь, а приятно =). Особенно приятно, что я заранее ознакомилась с законами и информацией в Интернете и смогла включить оплату обучения, про которое агент считал, что оно не попадает под закон. Собираю теперь чеки за 2015 год. Поскольку я в программе льготного налогообложения, мне особенно любопытно, какую сумму мне будут возвращать, когда суммы уплачиваемых мной налогов станут меньше, чем декларируемый вычет =). Если у вас есть подобный опыт в других странах – делитесь!

Самое приятное, конечно, что не нужно никуда ходить, отстаивать очереди, разби раться с неправильно заполненными документами и т.д. 15 минут с агентом и всё готово.

Ну и конечно в пост призываются эксперты по реалиям других стран – что вы декларируете, лёгкая ли процедура у вас в стране?

Comments

( 36 уже почесали — Почесать за ушком )
barbadosinka
Apr. 17th, 2015 08:32 am (UTC)

Меня в англии радует правило необлагаемого дохода - первые 10к твои без income tax, что для меня как стажера, очень полезно))

dream_catch_me
Apr. 17th, 2015 08:36 am (UTC)
Действительно круто! Но вообще мне казалось, что в Италии тоже был какой-то необлагаемый минимум.
smarty_yulia
Apr. 17th, 2015 09:31 am (UTC)
У нас до 19500 не облагается, а как ты тогда налог посчитала, если шкалу не знаешь или агент считает все?
dream_catch_me
Apr. 17th, 2015 10:32 am (UTC)
Всё агент считает =) Что касается налога именно с зарплаты, то его компания автоматически вычисляет и каждый месяц сама вычитает из з.п. и потом платит. В моем случае она сообщает в налоговую лишь 20% моего дохода гросс, и с него вычитается налог, поэтому я не знаю, какие стандартные ставки, но говорят, что-то вроде 40-45% (ужас-ужас!).
smarty_yulia
Apr. 17th, 2015 09:25 am (UTC)
Сегодня как раз заполняла налоговую декларацию(((
Насколько у нас все отлично по налогообложению компаний, настолько все удручающе по налогообложению частных лиц, после кризиса 2013 все только усугубилось((
С маленькой зп ( до 19500 евро в год) на Кипре хорошо - платишь только 7,8 % социалки. А выше идет прогрессивная шкала (до 35% отбирают) и еще дополнительный налог, который ввели на 2014-2016 год - до 3,5% зп.
Из вычетов - членство в профессиональных организациях, страховка жизни, provident fund, да и все. Никаких поблажек.
Заполняю декларацию сама, без агентов)) Там все достаточно clear. Налоги и сборы ежемесячно удерживает работодатель, а потом еще раз все это пересчитывается, и если что - надо доплатить или возместить.
dream_catch_me
Apr. 17th, 2015 10:35 am (UTC)
Ну 35% - не так уж плохо, в Германии и Франции и до 60% может доходить при высоком доходе. И да, при этом государственная медицина и прочие услуги не так чтобы особенно выделяются, за многие вещи приходится доплачивать. Имхо, нормальная социалка существует только в Скандинавии. Но могу быть не права, надеюсь в этот пост придёт кто-то из этих стран.
smarty_yulia
Apr. 17th, 2015 10:38 am (UTC)
Мне не очень нравится, что некоторые платят 35%, а некоторые 0% :))) Я за среднюю ставку для всех!))
dream_catch_me
Apr. 17th, 2015 10:39 am (UTC)
А мне не нравится прогрессивная шкала. Я считаю, что это серьёзное вторжение в права человека и плохо прикрытое воровство со стороны государства =)
smarty_yulia
Apr. 17th, 2015 10:44 am (UTC)
Я мягче выразилась. Не понимаю, почему люди, которые вложили в свое доп образование, навыки, проф развитие деньги, время и прочие усилия, должны в итоге больше отдавать государству, чем те, кто просто сидит тихонько на нагретом месте всю жизнь.
dream_catch_me
Apr. 17th, 2015 10:48 am (UTC)
Да, я тоже не понимаю. Наверное, я пока мало лет прожила в цивилизованном обществе =) Успокаиваю себя тем, что наша жизнь не была бы такой комфортной, если бы все эти люди составляли нам конкуренцию, средняя зарплата была бы ниже и т.д. В конце концов, кто-то должен быть дворником, и спасибо им за это мы оплачиваем в форме дополнительных налогов, которые идут на поддержку той социальной системы, которые пользуемся и мы, и они.
la_luminella
Apr. 17th, 2015 09:27 am (UTC)
В прошлом году я пыталась заполнить декларацию самостоятельно, но в главном офисе мне дали кипу бумаг на заполнение и затребовали такие документы в доказательство моих расходов (например коробки бумажные от лекарств!), ежемесячные банковские квитанции об оплате квартиры, что я решила не заморачиваться.
Если заполнять декларацию с сотрудником, стоит это от 50 до 80 евро, по крайней мере так сказали. Вот думаю, стоит оно того или нет?
MC - это компания, в которой вы работаете?
dream_catch_me
Apr. 17th, 2015 10:36 am (UTC)
Доказательство расходов требуют и у нас - но только чеки, в которых должен быть прописан специальный налоговый код, его надо при покупке не забывать предоставлять в аптеке. Сюда входят только лекарства, всякие лечебные лосьоны и прочие расходы - нет.

Да, Майкрософт.
mari_spb_it
Apr. 17th, 2015 10:11 am (UTC)
Я тоже в Италии, всегда подаю 730 через CAF, плачу за это около 50 евро. Возвраты ежегодные очень разнятся, т.к., например, раходы на садик ребенка (до его трех лет), можно было списывать, а вот после трех лет - нельзя. Зато с 5-летнего возраста можно списывать детские расходы на занятия спортом (у меня сын ходит в школу плавания), как раз в этом году получится их наконец-то вычесть, хотя ходит он туда уже два года, но раньше по возрасту итальянское государство не устраивал).

А у Вас итальянское гражданство, поэтому Вы попали под программу возвращения итальянцев на работу в Италию, да? я думала, что Вы вообще в Италии не очень давно живете.

А вообще эти налоговые возвраты по сравнению с тем, сколько я трачу на бесплатные или почти бесплатные в других странах вещи, - капля в море, увы(((
dream_catch_me
Apr. 17th, 2015 11:10 am (UTC)
Да, у меня гражданство. В этот приезд мы живём здесь второй год, но меня с Италией связывает большая история длиной почти со всю жизнь, я писала об этом подробно здесь: http://dream-catch-me.livejournal.com/284707.html.
А вы знаете что-либо про эту программу? Я уже перерыла весь Интернет, и так и не нашла, где узнать, продлят её или нет.

Мне вот как раз было бы интересно знать, что нам в Италии "недодают" по сравнению с бесплатными вещами в других странах =)
mari_spb_it
Apr. 17th, 2015 12:25 pm (UTC)
Ой, спасибо за ссылку, почитала с интересом, какая необычная у Вас история)

Я про эту программу что-то слышала краем уха, но никогда особо не интересовалась, т.к. я по ней точно не прохожу)

Насчет того, что "недодают" - дикие очереди на бесплатные обследования, в результате если что-то надо сделать срочно, то в 9 случаях из 10 приходится идти к врачу частным образом, даже если это государственная клиника.
Садики и школы - у нас в районе огромная очередь в бесплатные сады и школы, попать туда реально только тем, у кого высокий балл в градуатории (малоимущие, неполные семьи и т.д.). В Швеции моя подруга платит за садик меньше, гораздо меньше, чем платила я, при этом часть возвращается государством, а шведские зарплаты уж никак не ниже итальянских (она работает в финансах в одной крупной и известной на мировом уровне компании).
Про то, сколько стоят дополнительные занятия для ребенка, я тоже молчу, тот же спорт или искусство, если ты не хочешь, чтобы он болтался на улице после уроков. Но это уже скорее по сравнению с Россией, где до сих пор развиты копеечные кружки и государственные музыкальные и художественные школы.

Как-то так.
dream_catch_me
Apr. 17th, 2015 01:11 pm (UTC)
А вы в Ломбардии? У нас я заметила, что дикие очереди только в самых раскрученных клиниках типа Святого Рафаэля. Я туда хожу только по платной страховке, иначе у них сейчас уже запись по SSN забита до конца сентября, а в некоторых случаях и до конца года. А вот тот рентген в государственной поликлинике Монцы мне сделали чуть ли не в тот же день, большинство консультаций по женский части доступны в гос. поликлиниках на той же неделе и т.д. То есть я по сути страховкой пользуюсь только потому, что мне удобнее сразу меньше платить, а не возвращать потом через налоги эти тикеты. Но я, конечно, стандартные какие-то вещи делала, не знаю, что там в плане очень узкоспецифических операций и анализов.

У меня детей нет, но мне тут коллеги поведали, что в Италии якобы нет бесплатных садов, и даже в государственных надо доплачивать, если ты не малоимущий, что-то вроде 600 евро в месяц. У меня были вот такие о_О глаза, потому что тогда я не понимаю, как среднестатистические итальянцы вообще выживают? У нас есть садик прямо при компании (я сейчас уже начинаю понимать, что у нас какая-то сплошная малина для сотрудников =)), но и там взносы что-то вроде 500 евро в квартал.

Школы, мне говорили, бесплатные, но очереди именно в хорошие школы везде, в Штатах люди десятки тысяч долларов в год платят, чтобы чадо имело шанс хоть в какой-то приличный вуз попасть.

В Швеции налоги 55-60%, поэтому с ними бессмысленно сравниваться =)
mari_spb_it
Apr. 17th, 2015 01:39 pm (UTC)
Нет, я в Риме) в Ломбардии ситуация лучше, я там прожила 6 лет.

В гос. садах надо по-любому платить, да, и я тоже не понимаю, как можно выжить, например, простой семье, где два родителя и ребенок, если у них средняя итальянская зарплата в 1200 евро и ежемесячные выплаты по ипотеке или платеж за аренду.
Scuola materna, куда идут дети с 3 лет, работает до 16-16.15, т.е. в любом случае кто-то должен ребенка оттуда забирать и сидеть с ним до прихода родителей. Если нет бабушек-дедушек, то, помимо оплаты за школу, придется отдавать минимум 450 евро в месяц няне (средняя почасовая оплата примерно 8-9 евро). Частная школа хотя бы не бастует никогда, а вот гос. школы это дело очень любят. Плюс если ты отдаешь ребенка в гос. школу, никто не гарантирует, что его возьмут на полный день до 16 часов. Несколько раз в неделю он может заканчивать уроки в 12, т.е. до обеда. И кто с ним будет все остальное время, итальянское государство это тоже не волнует. Если вы не прошли на полный день, но все равно хотите оставаться до 16 часов, то придется за это доплачивать около 8 евро за каждый день. В пересчете на месяц это уже получается больше 150 евро.
Короче, это у меня больная тема)))

Да, в Швеции налоги выше, но у них и выше зарплаты и гораздо сильнее социалка, так что, мне кажется, ситуация там гораздо лучше. Плюс, что касается работников с детьми, там работодатели охотно идут навстречу просьбам работника о переходе на парт-тайм, по крайней мере на первые несколько лет жизни ребенка.

Садик от компании - это очень круто для итальянских реалий!!!
dream_catch_me
Apr. 17th, 2015 01:47 pm (UTC)
Гг, вот мы с детьми не торопимся отчасти потому, что я совершенно не понимаю, где брать столько денег и при этом не превратиться в полунеимущих =) Мне приходилось сталкиваться с государственными итальянскими школами, и на мой личный взгляд, там вообще ничему не учат. Дети в 10 лет раскраски раскрашивают, квадратные уравнения, по-моему, уже ближе в старшей школе начинают проходить =). Поэтому школу я уже вписала в максимальную расходную статью - или в принципе не в Италии, или здесь, но в Милане и по британской системе, в идеале всё на английском. С универами тоже непонятная история, с т.з. экономического образования только Боккони (но он опять же частный) или политехнический (но туда ещё надо попасть). В общем откладываю эти мысли, потому что банально страшно, страшно быть средним классом в Италии =).

Что касается Швеции, зарплаты у них не в два раза выше, а налоги таки в два. Более того, там все гораздо дороже - квартиры, ипотека, еда и т.д. То есть если брать чистый заработок, не уверена, что это имеет смысл. Лично для меня - даже если там ровно в два раза все лучше, их климат и образ жизни, культура не позволят туда переехать всё равно =) Имхо, люди получают компенсацию за "вредность" того места, где живут. А мы как бы облагаемся налогом за прекрасный климат, еду и людей =)))
mari_spb_it
Apr. 17th, 2015 02:01 pm (UTC)
Если есть такая возможность, то платная британская или американская школа, - это, пожалуй, идеальный вариант.
Я узнавала о стоимости в Риме - начальная школа 15 тысяч евро в год (плюс 3,5 тысячи единый взнос при записи и еще около 1000 на учебники, столовую, пользование компьютерами и прочие обязательные дополнительные расходы). Стоимость возрастает по мере перехода из класса в класс, последние годы лицея стоят уже около 20 тысяч. Ну и надо учитывать, что ходит в такие школы достаточно специфическая публика, которой либо надо соответствовать, либо ребенок будет чувствовать себя "хуже других", если не едет кататься на лыжах в Кортину, не занимается верховой ездой, не отмечает День Рождения в каком-нибудь престижном месте, не имеет последней модели телефона и пр. Так что я бы еще заранее закладывала несколько тысяч в бюджет на такие "представительские" расходы)
Мы пока выбрали частную католическую школу, где делают достаточный упор на изучение языков, плюс мне бы хотелось дополнительно отправить ребенка изучать как минимум английский до свободного уровня, чтобы иметь возможность дальнейшей учебы вне Италии.
dream_catch_me
Apr. 17th, 2015 02:06 pm (UTC)
А программа какая у этой католической школы? Соответствует требованиям иностранных вузов?

Да, расходы впечатляют =) Не думала, что отдых в Кортине это признак класса =) А Валь Гардена прокатит? =)
mari_spb_it
Apr. 17th, 2015 02:14 pm (UTC)
Val Gardena - разве что будете останавливаться в Cavallino Bianco в Ortisei)))

Я думаю, что требования вузов зависят от конкретного учебного заведения и страны, так что сейчас мое основное желание - это чтобы в будущем ребенок свободно говорил на нескольких иностранных языках, а там посмотрим.
dream_catch_me
Apr. 17th, 2015 02:26 pm (UTC)
Кстати мы проезжали этот каваллино и он даже вроде не дороже других 4-5 отелей в тех же краях, буду знать и бронировать в след раз не только по стоимости, но и по имени, а то вдруг где припомнят ребёнку =) Ужасно это всё, конечно..
mari_spb_it
Apr. 17th, 2015 02:59 pm (UTC)
Да, согласна( жутко не люблю снобство и показуху
nastya_casato
Apr. 17th, 2015 10:26 am (UTC)
Скажите, пожалуйста, как называется на итальянском служба для сотрудников, в которую вы обращались и которая консультирует? Хочу поискать у себя в Вероне, никогда не изучала этот вопрос.
dream_catch_me
Apr. 17th, 2015 11:08 am (UTC)
Кажется ASSOCAAF, но мы в неё не обращались, к нам из неё агенты прямо в офис приходят и сидят тут весь апрель-май.
assainova
Apr. 17th, 2015 11:23 am (UTC)
Оля, очень интересная статья, про налоговые вычеты РФ я знала давно, но всегда интересно почитать, что происходит в других странах. и вообще, ещё бы не отказалась от статьи о соц. помощи, например, билеты и поездки пенсионерам, чувствую, что семье моей не додают ))
dream_catch_me
Apr. 17th, 2015 01:21 pm (UTC)
Про соц помощь пока совсем ничего не знаю.

А в России похожие вычеты на то, что я перечислила? Получается, я упустила много возможностей в предыдущие годы =))
assainova
Apr. 20th, 2015 07:06 am (UTC)
не, на образование, покупку первой недвижимости, медицину.
yanka_j
Apr. 17th, 2015 04:25 pm (UTC)
У нас не облагается childcare до 5 тыс в год (при том на одного ребенка стоит от 1.5 в месяц, то есть это наши два месяца). Есть flexible spending accounts - ими можно до налогов платить за городской общественный транспорт, какие-то out of pocket medical, но для меня это темный лес пока, не думаю что какая-то большая будет выгода. Больше, насколько знаю, на нас туи ничего не распространяется.
toxic2000
Apr. 17th, 2015 09:11 pm (UTC)
В России на обучение Вы можете подать к вычету сумму любую, но вам вернут не более 15600 руб за 1 год (т.е.13% от 150тыс.руб.) Закон не имеет срока давности - нужен только договор с институтом (копии), плюс оригиналы квитанций об облате. Я подавала спустя два года - но вроде бы можно и через десять лет. Рассматривают в течение 4 месяцев и еще через три недели после этого (если ответ положительный), начисляют на РС вам сумму.
Заполняете форму 3НДФЛ - она есть на сайте госуслуг - плюс заявление с данными РС и копии договора + оригиналы документов об оплате.

В Германии оплата до 400 евро (ха-ха)) не облагается налогами
Теперь сама разбираюсь с дальнейшей системой (6 типов налогоплательщиков существует). Для тех, кто не прибегает к услугам консультантов, разработали сайт, куда можно ввести данные и он посчитает, сколько с вас снимут налогов. По вычетам пока знаю, что можно вернуть сумму за проезной/бензин к/от работы.
stella_kld
May. 1st, 2015 02:34 pm (UTC)
Мы живем в Польше, привыкли называть эту процедуру "возврат налога" :) включили в декларацию проезд в центр (мы живем в пригороде), проценты по ипотеке, донорство крови, неиспользованные больничные, оплату интернета, ожидаем получить 440 евро с мужем на двоих (оба официально трудоустроены). Тоже очень приятный бонус по весне :)
dream_catch_me
May. 1st, 2015 02:36 pm (UTC)
С учётом процентов по ипотеке как-то маловато получается - у вас там какую-то часть только возвращают, да?
stella_kld
May. 1st, 2015 03:06 pm (UTC)
процент сейчас по ипотеке 4,2 %, не знаю, сколько точно от процента возвращают, но в сравнении с российскими реалиями мы и этому рады :)
dream_catch_me
May. 1st, 2015 03:18 pm (UTC)
В России тоже есть налоговый вычет на ипотеку =)
stella_kld
May. 1st, 2015 03:23 pm (UTC)
Я этого не знала :) взяли ипотеку уже здесь, в Польше. Интересно, насколько легко его оформить? Здесь это все делается через компьютерную программу, в налоговую ходить не нужно.
dream_catch_me
May. 1st, 2015 03:38 pm (UTC)
По-моему, надо пару раз сходить, но там суммы вроде как большие получаются, поэтому имеет смысл. Но я тоже о налоговых вычетах в России узнала уже живя не в Москве =).
( 36 уже почесали — Почесать за ушком )

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com