?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

О возрасте

В преддверие наступающего тридцатничка не могу не написать об одном аспекте, по сей день вызывающем у меня некий культурный шок в Италии, – а именно о возрасте. Сразу скажу, что основой для сравнения у меня выступает Москва (где я прожила всю жизнь с рождения до 28 лет) и север Италии (который в культурном и социальном плане отличается от юга сильно, почти как другая страна).

Живя в Москве, я настолько привыкла к большому социальному давлению на женщин, что у меня как-то никогда не было повода задуматься и хотя бы на мгновение осознать, каким количеством рамок мы скованы ("мы" – это собирательный образ, лично мне повезло родиться в очень либеральной семье). И возраст, наверное, тому самый яркий пример. Сначала после 18 начинается разговор про образование и самостоятельность, потом все усиленно пытаются выдать нас замуж, потом уговаривают как можно быстрее рожать (потому что бабушки-дедушки хотят нянчиться, а после 24-х рожать – “вредно” и “поздно”). В 40 уже традиционно принято заворачиваться в простынку и готовиться ползти на кладбище. После 50 основной темой обсуждения становится здоровье и дети/внуки, ибо самостоятельной жизни за пределом этих сфер уже, получается, нет. Попробуешь, не дай Бог, как-то слишком “молодо” одеться, тебе тут же припомнят про “баба ягодка опять” и будут язвить про попытки устроить личную жизнь (хотя к этому моменту уже по всем правилам хорошего тона пора быть одной ногой в могиле). Всё это, естественно, сопровождается ощущением впрыгивания в последний вагон уходящего поезда, концентрированным выражением которого является, пожалуй, знакомая всем фраза про “часики тик-так”, стимулируемое родственниками, преподавателями, подругами и т.д., и выливающееся зачастую в комплексы и, как следствие, в неоптимальное принятие важных жизнеопределяющих решений.

Поэтому мой культурный шок в Италии носит исключительно положительный характер. Здесь ты до 30 лет никто и зовут тебя никак, ну так, подросточек =). Хорошо если уже получил образование и чуть-чуть начал отделяться от родителей (не в плане собственного жилья, упаси Боже, – итальянцы живут с мамой-папой до брака а то и после, а всего лишь, к примеру, перестал просить денег на карманные расходы, потому что нашёл первую стажировку).

Почти во всех местах (ну кроме совсем пафосных магазинов) меня называют на “ты”, потому что люди искренне считают, что вот мы такие с мужем бедные студенты, раз нам_всего_30 =). Самым показательным случаем стал наш недавний разговор с соседкой. С соседями мы познакомились из чувства приличия, ибо живём в маленькой деревне, вдруг что. И соседка внезапно воспылала ко мне страшным интересом, видимо, решив разбавить мной свои домохозяйские будни. Даже позвала в свой театральный кружок =). В качестве предыстории замечу, что дом мы снимаем в приличном районе за нормальные по местным меркам деньги, а соседям представлялись как работающие в ИТ – я рассказала, что работаю в западноевропейской штаб-квартире МСа и получила МБА в Сингапуре. И вот едем мы вечером с ней с кружка, разговорились о её трёх сыновьях и о том, что старший в этому году начал наконец взрослеть и вот уже помогает отцу по бизнесу. Я спросила, сколько ему лет, она говорит, он 84-го года рождения, я радостно отвечаю: “Ой, а я тоже 84-го!”. На этом соседка практически теряет управление машиной и мы буквально на считанные сантиметры уворачиваемся от забора =). “Тебе 30! – восклицает она, – так я могла бы быть твоей матерью!”. Этот разговор задел меня до глубины души. Но, нанеся двойной слой анти-эйджа на ночь и переварив первую обиду, я поняла, что, в общем-то, всё логично. В стандартной итальянской жизни не бывает, чтобы человек к 30 годам объездил полмира, накопил почти 10 лет рабочего опыта, пожил в разных странах и вообще производил впечатление умного самостоятельного человека =). Ну а что неплохо сохранилась – так ведь это не редкость в местном климате =).

Историй поменьше у меня вагон и маленькая тележка: про то, как моя ровесница из итальянского офиса МС всерьёз жалуется, что мама позвала её на шопинг и не стала оплачивать её покупки. Или рассказы коллеги мужского пола о том, как он диктует своей 14-летней дочери, что ей надеть на вечеринку и т.д. Всё это поначалу оставляло меня в глубоком фейспалме. Но, прожив тут более полугода, я стала понимать, что вот это ощущение, что тебе 30, но вообще-то твоя жизнь только начинается, – оно так прекрасно! Что можно косить под тинейджера не вызывая всеобщее осуждение, плыть по течению и вообще вести себя “неадекватно”. И все эти беременные женщины слегка за 40, и бабульки под 80, рассекающие на мопедах, – это, если вдуматься, так вдохновляет! Ну и пусть они бездельничают до 30, ничего страшного, зато нет давления к самоопределению, take all the time you need! И жизнь у них дольше и качественнее. И я уже не обижаюсь на “тыкание”, наоборот, думаю, “мне же ещё 30, я такой ребёнок”, и так это ново и необычно =). На работе оно, конечно, ни фига не помогает, ибо меня окружают люди в полтора раза старше (в карьере эта особенность проявляется не лучшим образом – почти все директора сильно за 40-50), ну что делать, приходится “брать” другими качествами (хотя на самом деле я втайне надеюсь, что они как соседка думают, что я просто хорошо сохранилась =))).

И к вопросу о детях ещё, пост о которых в моём фейсбуке вызвал шквал комментариев. В Италии не принято рожать детей и жениться рано. Сначала люди стремятся обеспечить какую-то платформу, быт, опять же, люди живут в более здоровом климате и экологии и потому меньше учитывают возрастные соображения при планировании семьи. Мою 28-летнюю коллегу из МС мамочки на детской площадке принимают за беби-ситтера, потому что ну не может у такой молоденькой девушки быть ребёнка 4-х лет. Ну максимум если ранние отношения, случайная беременность и бросивший её "муж-подонок" (иначе почему она одна на площадке? Ведь отцы гуляют с детьми ничуть не реже!). Зато вот недавно мы ездили в парк аттракционов, и мини-карусель, на которую не помещаются дети старше 5-6 лет, облепили восхищённые родители (уже почти пенсионеры, по российским меркам, - 45+). И я поразилась, с каким восторгом и искренним обожанием они подбадривали своих детей – наверное, итальянским родителям, в силу более зрелого возраста, доступно то бескорыстное восхищение, которое в российской культуре принято приписывать бабушкам-дедушкам (мол, это уже следующее поколение детей для них, и им позволено всё). Надо, наверное, рассказать им про российские критерии “старородящести” в качестве страшилки на ночь =).

И, кстати, в обратную сторону оно тоже работает: проведя в Москве всего 10 дней в мае, я очень быстро заразилась вот этим чувством, что я “опоздала”, что я уже “не стала директором до 30”, что я зарабатываю меньше, чем некоторые мои успешные друзья, сделавшие деньги на бурно растущем российском рынке. И что детей-то у нас до сих пор нет, и даже ипотеки (“то ли дело Валя из третьего подъезда уже загородный дом купила”). И т.д. и т.п. Но что характерно, стоило мне вернуться в нашу богом забытую крошечную деревеньку с чистым приальпийским воздухом, как всё как рукой сняло =). Так что да, не стоит забывать о влиянии окружения и его информационного пространства на формирование шаблонов и ожиданий. Пойду, пожалуй, покапризничаю и поваляю дурака, на всякий случай. А вам хорошего рабочего дня =).

Comments

( 122 уже почесали — Почесать за ушком )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
soaring_seagull
May. 21st, 2014 07:10 am (UTC)
Как же точно вы описали мои ощущения после переезда в небольшую деревеньку в чешских горах, и про "ребенок до 30", и "хорошо сохранилась", и про ощущение, что кругом опоздала при визитах домой:)
dream_catch_me
May. 21st, 2014 07:12 am (UTC)
Да, видимо, это какие-то общие для эмигрантов ощущения =)
Только как-то неожиданно, что в Чехии всё то же самое. У меня муж работал в чешской компании в Есенике, и там все более-менее молодые были, до 35.
- soaring_seagull - May. 21st, 2014 08:03 am (UTC) - Expand
- dream_catch_me - May. 21st, 2014 08:05 am (UTC) - Expand
- soaring_seagull - May. 21st, 2014 08:13 am (UTC) - Expand
- melamory_me - May. 21st, 2014 12:20 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - May. 21st, 2014 12:21 pm (UTC) - Expand
- melamory_me - May. 21st, 2014 12:26 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - May. 21st, 2014 12:31 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
dream_catch_me
May. 21st, 2014 07:41 am (UTC)
Я знаю много историй, где люди и до 30 не могли забеременеть или сталкивались с проблемами =). И примеры сидящих на шее у родителей русских тоже.
Конечно, каждая модель имеет свои минусы, тут ничего не поделаешь. В Италии, кстати, по поводу "жить за счёт родителей" есть целое формальное объяснение, с которым я в принципе частично согласна (хотя оно и противоречит моей каритне мира в целом). Молодые объясняют, что брать деньги у старших не стыдно, потому что из-за демографической ситуации сейчас они живут (и будут продолжать жить дальше) на соцобеспечении, основанном на работе младшего поколения, у которого такой соц. подушки уже не будет. Типа, старшие себя обеспечили в эпоху лиры и бурного экономического роста, а мы живём в упадке, и на пенсию рассчитывать не приходится. Ну и справедливости ради, надо заметить, что в среднем в северной Италии народ после 50-60 весьма состоятельный, думаю, в большей степени, чем в Испании, поэтому может и нет ничего плохого в том, чтобы дать детям как-то старт - квартиру, машину (не шопинг, конечно =)).
Но пугает, конечно, тот факт, что в массе своей мои ровесники здесь работают разносчиками пиццы и секретарями, я периодически думаю, какое будущее меня здесь ждёт, если вдруг что с работой.
(Deleted comment)
- dream_catch_me - May. 21st, 2014 09:30 am (UTC) - Expand
- yushcher - May. 21st, 2014 09:41 am (UTC) - Expand
- dream_catch_me - May. 21st, 2014 09:45 am (UTC) - Expand
- yushcher - May. 21st, 2014 09:49 am (UTC) - Expand
- dream_catch_me - May. 21st, 2014 09:51 am (UTC) - Expand
- up_motion - May. 21st, 2014 02:20 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - May. 21st, 2014 02:23 pm (UTC) - Expand
- up_motion - May. 21st, 2014 02:55 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - May. 21st, 2014 02:58 pm (UTC) - Expand
- up_motion - May. 21st, 2014 03:01 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - May. 21st, 2014 03:13 pm (UTC) - Expand
barbadosinka
May. 21st, 2014 07:28 am (UTC)
Я это пока меньше на себе чувствую, в магистратуре все студенты на одно лицо) но когда в разговорах всплывает, что мне 21 (при среднем возрасте 22-23), у всех одна реакция: "КАК???"))

и в то же время, лента в ВК полна свадебных платьев и младенцев. Стараюсь заглядывать туда пореже)
crachj
May. 21st, 2014 07:38 am (UTC)
Какой же вдохновляющий пост! Я тоже до 30 считаю себя подростком и хоть живу в Москве. Замечания к счастью делает только мама по поводу толстовок с мики маусами )))
dream_catch_me
May. 21st, 2014 07:43 am (UTC)
Это прекрасно, когда даже в Москве получается не идти в ногу со всеми =)
v_tvoih_rukah
May. 21st, 2014 08:24 am (UTC)
меня никогда не выдавали замуж в 18, не говорили, что роить надо до 24.
Но статьи об успешных европейских стартаперах, которым за 40, меня, конечно умиляют. Как и учеба до 30.

При этом считаю, что "папами" становится глупо до 30-35 лет.
dream_catch_me
May. 21st, 2014 09:31 am (UTC)
Мне лично тоже ничего такого не говорили =)
- v_tvoih_rukah - May. 21st, 2014 09:52 am (UTC) - Expand
- dream_catch_me - May. 21st, 2014 09:55 am (UTC) - Expand
- v_tvoih_rukah - May. 21st, 2014 10:11 am (UTC) - Expand
- dream_catch_me - May. 21st, 2014 10:13 am (UTC) - Expand
- v_tvoih_rukah - May. 21st, 2014 10:28 am (UTC) - Expand
- dream_catch_me - May. 21st, 2014 10:28 am (UTC) - Expand
mumuka
May. 21st, 2014 08:47 am (UTC)
отличный пост
в России в 24 ты уже старороженница, а в 30 – ты просто старая

вот я уже ощущаю себя старой, хоть и в России не живу, но давление чувствуется
а мою манеру одеваться и поведение называют "попытками молодиться"
dream_catch_me
May. 21st, 2014 09:33 am (UTC)
Ну у вас там на Пхукете русская тусовка плотным кольцом, не удивительно =) Тайцы и их образ жизни слишком другой, поэтому полноценного вливания в местный социум не происходит. Я тоже продолжаю общаться со своими друзьями из Москвы и это на меня влияет, да, но что ж поделать =)
- mumuka - May. 21st, 2014 10:12 am (UTC) - Expand
dimakiril
May. 21st, 2014 08:48 am (UTC)
Ха, ха, отличный пост, для девочек! Я какое-то время учился и работал в Северной Европе и наблюдал там аналогичный подход к "ощущению возраста" - 27-30 лет еще не возраст, все еще впереди и спереди. Может это объясняется разностью в продолжительности жизни у них и у нас? Т.е. меньше живешь - успевай все сделать за более короткий срок? Не знаю...
В моем же случае все до безобразия наоборот, мне 35, а я уже отец пятерых детей. Как говорится: пятилетка за три года! Но только потому, что я могу себе позволить большую семью и Сингапур дает необходимое чувство безопасности.
dream_catch_me
May. 21st, 2014 09:35 am (UTC)
5-х?! Вот это да =) Двойняшки, наверное? =) В Сингапуре с детьми просто отлично!
- dimakiril - May. 21st, 2014 09:42 am (UTC) - Expand
_nikolya_
May. 21st, 2014 08:53 am (UTC)
Хорошо вам в деревне ))) Спокойно, без суеты :)
dream_catch_me
May. 21st, 2014 09:36 am (UTC)
Ага, видела твои посты про Прованс, вот у нас примерно то же самое =) Меня только работа "балансирует" - я хоть и из дома, но действительно много работаю, поэтому закисать всё равно не выйдет =).
orecchiuta
May. 21st, 2014 08:57 am (UTC)
готова подписаться под каждым словом. спасибо, замечательно написано
ognevka
May. 21st, 2014 09:13 am (UTC)
а я заразилась этой российской гонкой вооружений и переживаю, что в свой почти тридцатник я восьмой лебедь в пятом ряду, а не супер-пупер-начальник :(
dream_catch_me
May. 21st, 2014 09:42 am (UTC)
Приезжай к нам и почувствуй себя королевой бизнеса =)))
inigo_montoiya
May. 21st, 2014 09:46 am (UTC)
Не имея возможности яростно покивать головой в ответ на пост, просто напишу: хорошо сказано! :D

Особенно поддержу про высшее образование, брак, детей и ипотеку (всегда меня занимало, как ипотека может считаться обязательным достижением в жизни) как musthave к 30 годам. Но жить с родителями и даже на их содержании до 30 и далее, даже создав собственную семью и родив ребенка - это и в России вполне себе распространено.
indigo_w
May. 21st, 2014 11:18 am (UTC)
ипотеку лучше вообще не иметь, особенно в России с процентами 12+ и неадекватно дорогим жильем
- dream_catch_me - May. 21st, 2014 11:26 am (UTC) - Expand
- inigo_montoiya - May. 21st, 2014 12:37 pm (UTC) - Expand
- up_motion - May. 21st, 2014 02:35 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - May. 21st, 2014 02:38 pm (UTC) - Expand
patteran
May. 21st, 2014 10:07 am (UTC)
Даже здесь есть прекрасные комментарии, иллюстративные, так сказать ;)
dream_catch_me
May. 21st, 2014 10:07 am (UTC)
Вот да =)
- patteran - May. 21st, 2014 10:08 am (UTC) - Expand
- dream_catch_me - May. 21st, 2014 10:09 am (UTC) - Expand
- patteran - May. 21st, 2014 10:11 am (UTC) - Expand
- dream_catch_me - May. 21st, 2014 10:17 am (UTC) - Expand
- patteran - May. 21st, 2014 10:25 am (UTC) - Expand
- dream_catch_me - May. 21st, 2014 10:30 am (UTC) - Expand
- patteran - May. 21st, 2014 10:36 am (UTC) - Expand
- melamory_me - May. 21st, 2014 02:07 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - May. 21st, 2014 02:09 pm (UTC) - Expand
- melamory_me - May. 21st, 2014 02:16 pm (UTC) - Expand
healthy_cat
May. 21st, 2014 10:31 am (UTC)
Ольга, то, что Вы пишете - как бальзам на душу. Объясню почему: мне 25 (скоро 26 исполнится) и я переживаю, что не накопила на квартиру в Москве, что не езжу 3-4 раза в год заграницу, как некоторые мои ровесницы и что не начальник на работе и что хочу сменить область, не потеряв уровня жизни и т.д. и т.п., но делать это поздно!!! Не говоря уже о том, что мой начальник (я работаю в западной прогрессивной компании на минуточку) на мой вопрос про возможные пути карьерного роста отвечает мне: "Декрет - твой карьерный рост!" Очень славно слышать, что существуют другие миры, где нет такой гонки и в 26 еще можно начать что-то сначала. Паранойа доходит до такой степени, что я думаю, а не старовата ли я для магистратуры в Европе, может пару лет еще поработать и думать в сторону MBA??
dream_catch_me
May. 21st, 2014 11:06 am (UTC)
Нет-нет, в Европе 26-28 лет это вполне ещё ОК и для магистратуры, и PhD, и МБА.
tiger_barb
May. 21st, 2014 11:04 am (UTC)
А как ты реагируешь, когда кто-то пытается оказать давление на тебя? :) Когда у тебя начинают спрашивать, почему ты не рожаешь детей, когда начинают говорить, что потом поздно будет и т.п.? Когда начинают показывать 100500+ фотографий своих детей, постоянно о них рассказывать и т.п.

Ко мне вот постоянно пристают все подряд. Если не про детей спрашивают, так про фитнес. И обязательно высказывают свое мнение, которое я, в общем-то и так знаю, и которое на мой личный выбор уж точно не повлияет.Уже и не знаю, как отвечать, чтоб отстали, но при этом и не обиделись.
dream_catch_me
May. 21st, 2014 11:08 am (UTC)
На меня довольно опасно оказывать давление =) Мне кажется, большинство близких знакомых даже и не пытается по принципу "не влезай - убьёт". Я поддерживаю эту тему принципиально только с людьми думающими и сомневающимися (не обязательно по поводу детей), ибо сомнение - основа обучения. Всякие пролактиновые одержимые и те, кто считает, что жизнь до детей была тленом и впихивает фотки, я не общаюсь ни на эту тему, ни вообще. А люди думающие всегда задают вопросы в другом ключе, с ними просто интересно поговорить, на любые темы =).
- tiger_barb - May. 21st, 2014 11:34 am (UTC) - Expand
- dream_catch_me - May. 21st, 2014 11:40 am (UTC) - Expand
- tiger_barb - May. 21st, 2014 02:36 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - May. 21st, 2014 02:41 pm (UTC) - Expand
- melamory_me - May. 21st, 2014 05:48 pm (UTC) - Expand
- evaravda - May. 21st, 2014 01:25 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - May. 21st, 2014 01:28 pm (UTC) - Expand
- tiger_barb - May. 21st, 2014 02:38 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - May. 21st, 2014 02:41 pm (UTC) - Expand
- evaravda - May. 22nd, 2014 12:03 am (UTC) - Expand
pakadu93
May. 21st, 2014 11:05 am (UTC)
отношение именно к женскому полу Европе, пожалуй, вообще одна из основных причин для переезда сюда, и похоже не только для меня:) Тут на всех давления меньше, но по сравнению с Россией, контраст больше именно среди девушек.

Я действительно почти виноватой себя чувствую, и по поводу детей, и по поводу учебы. Вот бабушка мне периодически аргумент например приводит: "твоя двоюродная сестра уже работает. А ты нет, и ты ее на 3 года старше". Второй вопрос, что зп у нее 300 евро.. И что мой статус докторанта не совсем студенческий. К счастью, не все в семье такие
dream_catch_me
May. 21st, 2014 11:44 am (UTC)
Я вообще на эту тему не задумывалась, если честно, до переезда. Меня смущало, что на работе культура не "молодёжная", но на этом всё. Но отношение к женщине другое, да, не сказать, чтобы жизнь местных женщин была мёдом, но во многих отношениях она менее напряжённая.
- pakadu93 - May. 21st, 2014 11:59 am (UTC) - Expand
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 122 уже почесали — Почесать за ушком )

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com