?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Я чувствую, что этим постом соберу волну негатива в свой адрес. И тем не менее, “не могу молчать”, хочу поделиться своими наблюдениями на тему профессионализма. Сразу скажу, полноценно описывать и со всех сторон анализировать не хочу, просто затрону несколько неконструктивных, на мой взгляд, аспектов и поведенческих особенностей, которые довелось наблюдать на своём и чужом примере во время моего обучения и до Инсеада. Кстати, я бы была благодарна, если бы кто-то, пользующийся моим уважением, поделился со мною этими наблюдениями ранее. Возможно, многое из этого покажется вам вопиющим примитивом, а может быть кто-то почерпнёт новое =). Если что, на размышления меня уже давно натолкнула Инна Кузнецова здесь и здесь, ибо она зачастую пишет дельные вещи про развитие карьеры.

Рассматривать профессионализм буду с точки зрения групповой работы или, более широко, управления людьми. Итак, неконструктивные вещи, негативно отражающиеся на профессионализме человека.

1. Негативизм. Это вообще для меня больная тема, поскольку на её ниве я в своё время страдала довольно заметно. Мой опыт подсказывает, что это явление международное, но в российском бизнесе оно носит просто-таки всепоглощающий характер. На моих предыдущих работах (хотя я считаю, что мне всегда довольно сильно везло с коллективами) инициатива зачастую была наказуема, заводил, которые толкали какие-либо новые идеи, в целом недолюбливали, сотрудники откровенно критиковали начальство, что бы оно ни делало. Любопытно, что в российском бизнес-контексте такое явление воспринимается вполне естественно, хотя, если вдуматься, то никаких плюсов оно не приносит и в лучшем случае вредит не разрушительно. Причём им страдают как люди неопытные, для которых подобное отношение к работе может быть удобным инструментом увиливания от результатов, так и вполне себе грамотные и толковые специалисты. Вероятно, со временем среда поглощает даже самых оптимистично настроенных людей. Если бы меня кто-то спросил, какая черта российской бизнес-среды меня всегда напрягала больше всего, то это однозначно негативизм. Во-первых, потому что мне было бы в целом приятнее работать в коллективе, где люди настроены на самые смелые и оптимистичные результаты, а во-вторых, потому что я и так всегда везде была самой младшей по возрасту и, стоило мне начать какую-то оптимистичную волну, я почти всегда получала в ответ (особенно этот фокус любил один из моих экс-начальников) что-то вроде: “Оля, ты так молода… (за этой фразой обязательно следовал утомлённый взгляд обременённого жизненным опытом мужчины за 40), ты ещё обязательно поймёшь, что я имею в виду”. Бывало, я получала откровенно негативный фидбек при попытках “дружить” с европейской штаб-квартирой, быть вежливой на презентациях и не впадать в излишне негативные краски, описывая, как эта самая штаб-квартира неправильно в инвестирует в наш офис и т.д. Доходило до того, что мой менеджер приглашал меня на “разбор полётов” и выяснял, что это я “была такая позитивная на презентации начальству" и нет ли у меня случайно скрытых планов, которыми я забыла поделиться. Хочу заметить, что это всё были крупные международные компании, с прописанным на бумаге этическим кодексом и стандартами делового поведения и т.д. Что бывает в чисто российском бизнесе средней руки, мне и подумать страшно.

Другое явление того же порядка – циничное отношение к корпоративным лозунгам и ценностям. Прилично поездив по зарубежным офисам компаний,  я увидела, что это не сугубо российская черта, но Россия одна из немногих стран, где эти вещи настолько не уважаются и автоматически списываются на зомбинг и пропаганду. Будучи почти 30 лет от роду, я вполне понимаю рациональную сторону всех этих красивых слов, но не могу не отметить тот факт, что для сотрудника эти лозунги и призывы весьма удобный инструмент в работе, и почему бы не пойти чуть дальше на один шаг и не использовать этот инструмент по назначению. Не секрет, что даже в самой ужасной ситуации куда конструктивнее для всех быть положительно настроенным, вместо того чтобы ныть, жаловаться и открывать другим глаза на то, как “всё ужасно”. Неудивительно, что чуть ли не каждый работодатель на российском рынке обязательно указывает во всех вакансиях что-то вроде “positive/can-do attitude”, это качество нынче и правда днём с огнём не сыскать. Хотя я сейчас активно мониторю европейские вакансии, и там эта фраза встречается тоже нередко. Видимо, подкосил кризис боевой настрой европейцев. В общем, я согласна с Инной в том, что даже в России негативное и излишне циничное отношение к работе в конечном итоге приводит к потере уважения в глазах окружающих. Мне было очень тяжело работать с негативно настроенным начальством, и этот опыт запомнился мне как вечная борьба со злом, особенно на фоне других, более удачных опытов.

Это я всё к чему веду. Приехав в Инсеад, я с удивлением обнаружила, что по сравнению со среднестатистическим американцем и даже европейцем (французов и бельгийцев не берём, они те ещё скептики), я просто вылитый оплот негативизма! Это очень новое и непривычное ощущение – когда люди вокруг тебя с радостью берутся за сложные, неоднозначные задачи, потому что знают, что успешный исход (а именно в него они верят) улучшит их репутацию и поможет реализовать какие-то дальнейшие планы. В командной работе первого-второго периодов я зачастую играла роль “злого следователя”, который тестировал предложения других людей на вшивость и выдавал ценные указания, ибо такая роль мне от природы свойственна. В какой-то момент я поняла, что должна быть грань между реализмом и негативизмом и стала работать над тем, чтобы конструктивная критика не переходила границы и не деморализовала других людей. Я старалась и стараюсь учиться у более опытных одноклассников, которые даже во время болезненных поражений и откровенных ошибок подбадривают друг друга и настраиваются на следующую попытку со словами: “Ничего, пробьёмся!”. Мне кажется, такое умение – это часть профессионализма и часть лидерства, и оно в конечном счёте приводит к успеху в карьере и просто по жизни. Один раз я особенно сильно прочувствовала разницу на собственной шкуре. Сейчас идёт 4-ый период в  Инсеаде, и я взяла электив под названием Managerial Decision Making. Курс оказался довольно занудным, в основном из-за преподавателя, который на простых вещах останавливался долго, а сложные “пролистывал”, из-за чего у меня постоянно складывалось ощущение, что я и так всё знаю, и на занятиях мне совершенно не хотелось вкладываться, я по сути спала. Мои ощущения разделяло большинство студентов в секции. В один из дней нас разделили на группы и мы решали многомиллионный кейс с использованием определённых инструментов. Втроём мы сидели в переговорной с унылым видом, понимая, что ничегошеньки нового мы не узнаем и заранее думали, как бы альтернативно скоротать следующие 20 минут. Я отловила эту эмоцию и решила провести эксперимент, получится ли мне извне внести в нашу группу положительную энергию и взбодрить участников, и какие будут результаты. Я встала, взяла маркер, подошла к доске. Дальше, как говорится: “Проснулся, гипс” =). Дискуссия оживилась, мы начали спорить о вероятностях разных исходов, считать данные из кейса, народ активно участвовал, настаивал на своей точке зрения, проводил сложные расчёты и т.д. В итоге мы решили кейс и, вернувшись в класс, обнаружили две вещи: 1) что остальные 8+ команд продолжали “спать” и что 2) из всех команд только наша пришла к правильному решению. Как вы понимаете, весьма маловероятно, что студенты Инсеада не способны в массе своей подсчитать простые вероятностные исходы. Просто другие люди не выбрали в данный момент озадачиться и что-то предпринять. Если эту ситуацию переложить на бизнес, становится понятно, почему некоторые компании, выстроившие внутри себя работающую модель профессионализма, более эффективны, чем конкуренты, и известны своей хорошей атмосферой, из-за которой к ним такая очередь на работу =).

Схожим явлением можно считать довольно распространённую критику без встречного предложения. Если кто-то недоволен моей работой, я всегда в ответ спрашиваю: “Ваши предложения, как улучшить?”. Никто не любит слушать, что идеи все не те и надо делать по-другому. Если сразу предложить – как именно по-другому, люди серьёзнее относятся к критике и не списывают ваше поведение на “плохое настроение”.

Для меня из этого всего основной learning заключался в том, что быть начальником да и просто работать в группе - большая ответственность помимо прочего ещё и потому, что ты имеешь огромное влияние на моральное состояние команды и, хочешь – не хочешь, должен подавать положительный пример. Приятная новость заключается в том, что когда ты на собственном опыте убеждаешься, как оно классно работает, то сразу хочется изо всех сил стать таким клёвым начальником/членом команды и активно над собой работать. Что я и стараюсь делать, хотя расти ещё и расти. И ещё важно сформировать свои карьерные приоритеты таким образом, чтобы профессиональное отношение было обязательным свойством моего следующего работодателя.

2. Неумение использовать информацию и задавать правильные вопросы. Очень давно, лет 6 назад, я чуть было не поругалась с одной френдессой после того, как она написала у себя в ЖЖ пост с интересными ценами в Японии, а я в комментарии её спросила, сколько это будет в рублях. Деталей я уже не помню, но френдесса, кажется, спросила меня, не хочу ли я сама посмотреть ответ в гугле. Я офигела и списала её реакцию на какие-то индивидуальные тараканы и на то, что, может, попала в неудачный момент под горячую руку. Сейчас я понимаю её очень хорошо =).

Я заметила, что подсознательное нежелание людей искать и анализировать информацию и подспудное ожидание, что это сделает кто-то другой, - довольно массовое явление. Вы не представляете, какое количество людей, читающих мой блог, пишет мне на почту и в соцсетях каждый день одни и те же вопросы: “А какой курс сингапурского доллара к рублю?” (в ответ на инста-фотки с ценами), “Слушай, а сколько стоит учиться в Инсеаде и сколько длится обучение?”. Причём одно дело, когда об этом заходит речь в ходе дружеской посиделки за кружкой чая – тут я не жду, что человек срочно при мне начнёт искать ответ в своём айфоне. Так ведь эти люди пишут мне в онлайне! То есть, казалось бы, зачем ждать ответ от меня, мало ли когда у меня будет свободная минута? Можно же вполне сходить на сайт, посмотреть самостоятельно. Недавно вообще был уникальный случай, девочка спросила сколько стоит обучение и сколько длится, с припиской “Сижу сейчас на сайте Инсеада, мы рассматриваем этот вариант”. То есть на сайте мы сидим, но информацию не ищем. ОК. Слава Богу, в современном мире уже давно придуман великолепный универсальный ответ на такие вопросы – вот вам, добавляйте в свой арсенал =). Когда такие вещи происходят в личной жизни – это, в конце концов, простительно, потому что друзей мы выбираем по любви, а не по принципу эффективности =). Мне проще промолчать и не конфликтовать на пустом месте, работаю над дзеном =). Но я не раз сталкивалась с тем, что люди и в профессиональном контексте ведут себя так же - ждут, что им всё разжуют и положат в рот. Ваша покорная слуга тоже себя не раз ловила на таких вещах, особенно на заре карьеры. Например, задать вопрос в сфере ответственности задающего. Или во время группового обсуждения задать вопрос по части задания, которая изначально тебе и была поручена. Ну в общем тут бесчисленное количество вариаций. Я стараюсь эти вещи отслеживать и каждый раз перед тем как задавать вопрос кому-либо о чём либо пытаюсь понять, как я сама готова ответить, какая у меня точка зрения. В бизнесе на определённом уровне ответственности очень редко бывает, что ответ один и единственно правильный, поэтому вопрос больше в том, какой подход ты выбираешь и из каких предпосылок исходишь в решении проблемы. В связи с этим немного наивно приходить, скажем, к начальнику и спрашивать, какой ответ правильный. Умнее приходить и рассказать, с чем ты столкнулся и как ты предлагаешь решить вопрос. Если так сформулировать задачу, то нормальный, адекватный начальник всегда выразит свою оценку и вы сможете вместе обсудить все за и против. Параллельно он оценит вашу работу и ход мыслей. Если же человек приходит с вопросом без какой-либо готовности предлагать свои варианты решения, возникает закономерный вопрос, за что ему в таком случае платят деньги.
В Инсеаде довольно конкурентная среда, и люди в предметах по выбору берут к себе в команду людей, которые умеют не только правильно задавать вопросы, но и отвечать на них самостоятельно без чужой помощи. Если кто-то постоянно задаёт вопросы не по делу, то команда теряет время и силы. Вот, например, я сейчас ввязалась в курс по корпоративным финансам. Каждый кейс занимает часов 25, по 5 на каждого члена команды. Если вместо того, чтобы, скажем, пытаться оценить стоимость капитала компании самостоятельно, я начну спрашивать: “Ой, а кто-нибудь помнит формулу? Что-то я потеряла лекции за первый период”, то люди, занятые своей, не связанной с моей частью кейса, будут отвлекаться и пытаться вникнуть в мои проблемы, и в итоге мы все вместе потратим больше времени. И в следующий раз, когда у этих людей будет сложный вопрос, они его не зададут мне, потому что будут думать, что раз уж я формулу сама не в состоянии найти, то какой с меня спрос по непримитивным вопросам. Так формируется репутация людей =). И не потому, что MBA сволочи бездушные, а потому что  эти процессы происходят бессознательно, и мнение о профессионализме человека само собой записывается на подкорку – поверьте мне, в обычной корпоративной среде всё работает точно так же. В итоге люди, которым требуется помощь (настоящая), нужно находить способ задать свой вопрос таким образом, чтобы была двусторонняя дискуссия, и отвечающему было интересно в ней участвовать. Здесь нужен навык, особенно тем, кто как я лишён природной дипломатии и чувствительности к людям. Приучаешь себя к уважительному отношению к чужому времени и ресурсу, и привычка задавать себе вопросы (“Какие у меня альтернативы? Где ещё я могу почерпнуть информацию? Как бы я отреагировала, если бы меня такое спросили?”) перед тем, как задавать их другим, доходит практически до автоматизма. Дальше – плюсики в карму =).

Другой пример того же явления – подготовка к встречам. Не пересчитать деловых встреч внутри и за рамками Инсеада, которые я посетила, куда люди приходили просто посидеть и поболтать, в надежде, что какая-то одна сторона сэкономит всем время, разберётся в вопросе, и все согласятся с их точкой зрения. Я боюсь предположить, сколько за такими встречами скрывается неэффективных решений и отрицательных результатов. Опять же, не раз убеждалась в том, насколько продуктивнее проходит общение, когда все стороны не просто прочитали за 5 минут какой-то документ, а вчитались, разобрали цифры, составили точку зрения и план переговоров. Это встречи, на которых нередко совершаются сделки века =).

Такие дела. У меня, на самом деле, был длинный список пунктов, но что-то я и так уже простыню накатала, поэтому, пожалуй, на сегодня хватит. На истину в последней инстанции не претендую, записываю мысли, которые приходят во время обучения, ибо иначе буду жалеть, что не зафиксировала. Вы что-нибудь подобное отслеживали в себе или окружающих? Как работаете над этим?

Comments

( 36 уже почесали — Почесать за ушком )
braindancer
Mar. 20th, 2013 01:42 am (UTC)
Негативизм и цинизм - да, безусловно :) И если негативизм еще поддается укрощению, то с цинизмом сложнее - это культурная фишка. На подкорке зашито I don't want to work, I only do it for money, ну и что все вокруг сволочи. Как тут всерьёз воспринимать лозунг компании "Мы делаем мир лучше с помощью enterprise applications"? (например.) Да никак, потому что нафига кому надо делать мир лучше - пусть все сдохнут, мне наплевать.

(я не о себе, если что :) ну ок, не совсем о себе - работать мне и вправду лень :))) )
braindancer
Mar. 20th, 2013 01:44 am (UTC)
Собственно, и неумение искать встречается постоянно и ужасно задалбывает. Очень люблю http://lmgtfy.com/ :)
- poruchik - Mar. 20th, 2013 05:37 am (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Mar. 20th, 2013 04:03 am (UTC) - Expand
miss_ambassador
Mar. 20th, 2013 01:55 am (UTC)
Про негативизим совершенно согласна. Понятие обратно связи у нас часто обознает 100 причин, почему та или иная идея не пойдет и почему вообще ничего делать не надо. Цинизм есть, да, а еще пофигизм.

К сожалению, вижу, что во мне негативизма тоже много:(((

Поиск информации... Меня сейчас больше волнует другой вопрос: неумение анализировать информацию, особенно у детей и подростков. Они все больше и больше потребляют готовый контент и стараются ничего не пропускать через голову, ведь на все есть Гугл и Википедия. Не все, конечно, но тенденция такая есть.
dream_catch_me
Mar. 20th, 2013 04:06 am (UTC)
Я думаю, дети и подростки так воспитываются в том числе, и если пример родителей неубедителен, то где взять правильный? Родители и другие взрослые тоже зачастую являются жертвами готового контента похлеще детей.
inigo_montoiya
Mar. 20th, 2013 02:28 am (UTC)
"Что бывает в чисто российском бизнесе средней руки, мне и подумать страшно."

А ничего особенного не бывает, твои предложения просто игнорируют, потому что их воплощение в жизнь требует напряжения (часто не бог весть, какого, но все же) и иногда вложения некоторой суммы денег. Сначала ты терпишь, переключаешься на другие задачи, пытаешься удовольствоваться собственным профессиональным ростом, бегаешь на всякие семинары, курсы, читаешь. А потом упираешься в "потолок" данной конкретной компании. И понимаешь, что пора валить. Потому что нет ничего хуже, чем быть наемным сотрудником, который что-то хочет сделать, в компании, владельцы которых ничего уже не хотят (только сохранить баланс доходов, расходов и собственных прилагаемых усилий на прежнем уровне). И вот тут наступает "работа за деньги" и "мне за это не платят, поэтому я это делать не буду". Уныло.
dream_catch_me
Mar. 20th, 2013 04:09 am (UTC)
А всё время игнорируют, потому что не хотят делать? Или бывает, что идея и правда нецелесообразна, или денег нет в бюджете?

Кстати, я вот на своих прошлых работах видела негативизм в основном на местах, на уровне исполнителей и линейных менеджеров. Директора департаментов и тем более топ-менеджеры обычно всё-таки куда позитивнее, но оно и неудивительно, ибо бизнес нужно двигать, идеи генерировать, людей мотивировать и т.д. Правда, это было в компаниях, где не совсем швах с культурой. Как в других местах - не знаю.
(Screened comment)
- poruchik - Mar. 20th, 2013 05:55 am (UTC) - Expand
- inigo_montoiya - Mar. 20th, 2013 05:57 am (UTC) - Expand
- poruchik - Mar. 20th, 2013 06:11 am (UTC) - Expand
- inigo_montoiya - Mar. 20th, 2013 08:03 am (UTC) - Expand
- poruchik - Mar. 20th, 2013 10:35 am (UTC) - Expand
- inigo_montoiya - Mar. 20th, 2013 11:16 am (UTC) - Expand
- poruchik - Mar. 20th, 2013 11:45 am (UTC) - Expand
- inigo_montoiya - Mar. 20th, 2013 11:47 am (UTC) - Expand
- poruchik - Mar. 20th, 2013 05:46 am (UTC) - Expand
- inigo_montoiya - Mar. 20th, 2013 05:50 am (UTC) - Expand
- poruchik - Mar. 20th, 2013 05:59 am (UTC) - Expand
- inigo_montoiya - Mar. 20th, 2013 06:03 am (UTC) - Expand
poruchik
Mar. 20th, 2013 05:35 am (UTC)
По поводу подготовки к встречам - очень актуально в моей работе.
Но если со своей стороны я все уроки по повышению эффективности усвоил, то как к этому призвать партнёров пока не ясно.
Бывает, назначишь встречу, разошлёшь всем повестку, готовишься, едешь в другой город в командировку.

Встреча начинается и участники нагло тебе говорят - "Извиняемся, не было времени ознакомиться с повесткой. Так в чём вопрос? А, понятно. Ну сейчас мы ничего не решим, нам надо ещё пару дней на подумать, посовещаться". Занавес. )

Edited at 2013-03-20 05:36 am (UTC)
dream_catch_me
Mar. 20th, 2013 06:03 am (UTC)
Жесть какая =).
А ты пробовал им написать, типа "Коллеги, лечу к вам специально издалека, прочитайте пожалуйста материалы заранее, чтобы встреча была продуктивной" или устроить предварительный конф-колл?
- poruchik - Mar. 20th, 2013 06:15 am (UTC) - Expand
- bebita_ferreira - Mar. 20th, 2013 09:34 am (UTC) - Expand
- poruchik - Mar. 20th, 2013 10:40 am (UTC) - Expand
- maccushla - Mar. 20th, 2013 08:39 pm (UTC) - Expand
bebita_ferreira
Mar. 20th, 2013 10:17 am (UTC)
Про негативизм абсолютно согласна.
Про неумение задавать вопросы и находить информацию: я учусь аналитическому чтению, будучи уже профессионалом с некоторым опытом, получая второй диплом. Мне кажется, наше университетское образование не делает достаточного фокуса на способности извлекать информацию из академического текста. Хотя, может, это только мое образование этим страдает.
Борюсь с этим, готовясь задавать вопрос в форме "я предлагаю такой-то вариант решения, что ты скажешь на это и есть и у тебя другой вариант". Потому что обнаружила, что меня саму раздражает, когда мне задают вопрос в форме "как ты считаешь, как надо поступить?" потому что чаще всего это - плохо завуалированная попытка переложить ответственность.
Спасибо большое, отличный получился анализ. Может, отправите его в какой-нибудь журнал? Мне кажется, эта статья общественно-полезна.
maximmm
Mar. 20th, 2013 04:12 pm (UTC)
Same shit с негативизмом. Мне буквально вчера-сегодня давали фидбек, что я слишком вежлив с агентством, благодарю их, вместо того, что бы прессовать по срокам.
maccushla
Mar. 20th, 2013 08:50 pm (UTC)
Негативизм - это жесть конечно. Однако, есть такие культуры, где российский негативизм кажется детским лепетом и райским местом. Китай. Вот с кем работать или вести переговоры - полный привет. Они не уступают ни в чем. Будут вытаскивать из вас все что могут и мытьем и катаньем. Никогда ничего напрямую не скажут, но будут тянуть резину годами. Вы уже думаете, что все пункты обговорены и пойдете к своему СЕО с (как казалось вам) последним проектом, а через пару месяцев после отправки проекта, одобренного вашим СЕО, вы услышите, что проект полностью переписан и начинаем со square one... Про время, на перелет в Пекин из Европы даже не буду говорить. Разница во времени дает тоже о себе знать жестко. Пару дней ночью не спится. Лучше сразу со снотворными.
dream_catch_me
Mar. 20th, 2013 11:45 pm (UTC)
Какая прелесть. Да, к китайцам за полгода я пока не привыкла =). Континентальные наверняка ещё колоритнее, чем наши.
maribmw
Mar. 23rd, 2013 04:20 pm (UTC)
Я первый раз в Вашем журнале, но пост очень понравился и, что называется, "задел за живое"!:) Согласна полностью с обоими пунктами, несмотря на то, что мои рабочий стаж пока насчитывает немногим более 2 лет!:) С удовольствием буду читать!:)
Добавлю Вас, если не возражаете (сама не пишу, только читаю интересные жжшечки:)!:)
dream_catch_me
Mar. 23rd, 2013 04:21 pm (UTC)
Welcome =) Подобные посты я, правда, пишу нечасто.
- maribmw - Mar. 23rd, 2013 04:23 pm (UTC) - Expand
- dream_catch_me - Mar. 23rd, 2013 04:27 pm (UTC) - Expand
jeki_jane
Apr. 2nd, 2013 09:56 am (UTC)
Для себя заметила, что всегда есть риск этими вещами заразиться... Т.е. изначально тебе кажется, что это тебе не свойственно, но попав в определенную среду начинаешь бессознательно перенимать.. Поэтому стоит это дело отслеживать и контролировать. Заметка в этом плане меня отрезвила. Спасибо!
pisha_metrov
Apr. 25th, 2013 08:35 am (UTC)
Из моего опыта работы во Франции в американской компании могу сказать, что тут отношение к корпоративным лозунгам и ценностям и правда очень циничное. Но если Францию взять за скобки (все-таки тут корпоративная культура очень особенная) и посмотреть на отношение в разных странах Европы - получается чем восточнее, тем циничнее. Россия, наверное, возглавляет список циников, от нас несильно отстает Польша и т.д. И все координально меняется в Азии и США, где на лозунги и всякие "corporate cheers" реагируют с радостью и энтузиазмом.
( 36 уже почесали — Почесать за ушком )

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com