?

Log in

Предыдущая запись | Следующая запись

О бизнесе

В последнее время мне встречались маркетологи двух типов. Первые рассуждают о своей профессии как о творческом, интеллектуальном и , главное, благородном занятии. Многим специалистам в этой категории свойственно полагать, что маркетинг - центральная часть любого бизнеса. Продажи, в их понимании, удел смертных, "фу". Маркетологи второго типа в некотором роде трезвее первых. По вопросу творчества, интеллектуальности и благородности своей профессии они абсолютно солидарны с первыми, но, в отличие от них, они не питают иллюзий относительно собственной "главности". Они догадываются, что принадлежат к sales support и чувствуют, что к ним питают настороженные чувства остальные отделы, главным образом, как к субъектам, имеющим право на трату корпоративных денег. Отсюда они делают вывод, что их доля, в некоторой мере, несчастна. Но сейлз, по-прежнему, "фу" :).
Кто-то из маркетологов благосклонно признает некоторые преимущества, которые типичный сейл имеет перед типичным маркетологом: коммуникативные навыки, контактность, умение убеждать, нацеленность на людей и отношения с ними. Делается это, однако, не вполне искренне (истинный маркетолог в глубине души всегда уверен, что и в этом не уступает никакому представителю любой другой специальности, просто ему эти качества нужны на работе не каждый день). В худшем же случае специалисты по продажам воспринимаются как торгаши и "впариватели", люди, которые не нашли себе другого применения и которые вынуждены быть теми марионетками, которых маркетологи ведут и направляют своим мудрым оком (читай: веревочками) - Стратегией.
Так ситуация обстоит в России. За границей, в чем мне пришлось убедиться в общении с западными сотрудниками нашей компании, сейл - это царь и бог, человек, приносящий легкоизмеримый доход, чей заработок с бонусами приближается к зарплате топ-менеджера. Это имидж, который привлек 20 из 30 стажеров английского саба выбрать именно это направление развития в компании. Это работа, которая несет в себе обретение бизнес связей и которая тренирует интеллект, смекалку и кошелек.
Как ситуацию вижу я. С моей точки зрения, если человек претендует на более или менее взрослый взгляд на мир, то он понимает основное - любой бизнес - это купля-продажа, зарабатывание денег. Это прикрывается красивыми фразами о пользе обществу, миру, человеку как личности и пр. НО за конфетными формулировками стоит объективный факт - мы все работаем в компаниях, созданными кем-то, кто однажды решил стать богатым. Для этого он придумал нечто (будь то товар, услуга или просто некая новая бизнес-модель) и стал на этом зарабатывать. ВСЕ. Остальное - люди, которые на него работают и которых для удобства разграничили на кадровиков, финансистов, маркетологов, продажников, логистов. Цель - деньги, продажа. Процесс - ежедневный труд сотен, а то и тысяч людей. Это необходимо принять как можно раньше, чтобы с младых ногтей не питать наивной надежды и веры в то, что ты занимаешься наукой (в том смысле, в котором ее понимают сотрудники РАН) или нравственным исцелением мира. Человек в этой машине винтик, и все его профессиональное развитие заключается в том, насколько он сам будет ловок и сможет взять от своей компании по максимуму (расширение кругозора, зарубежные поездки, увеличение круга общения и т.д.). Подспудно возможны и некие благоприятные для человечества последствия чьего-то бизнеса, такие как изобретение супер-эффективных лекарств как результат соперничества нескольких фармацевтических магнатов, усовершенствование средств очистки воздуха и т.д. и т.п. Другими словами, и от бизнеса порой есть польза в самом благородном понимании этого слова, но это все равно не то, ради чего все затевалось.
В связи с этим, в моем представлении, продажами занимается не то что сейл и маркетолог, а даже эйчар, который сидит в компании для того, чтобы нанимать тех же сейлов и маркетологов, и финансист, занимающийся денежными потоками. И это не абстрактная такая цепочка в 10 звеньев, а вполне конкретный, так сказать, акт. Каждый сотрудник должен думать о том, как его компании заработать денег, и каждый достигает это своими каждодневными обязанностями, пусть и немного разными.
При этом, нет двух более связанных и похожих вещей, как продажи и маркетинг. Маркетологи порождают потребность, спрос, они ведут людей в магазины, программируют мозг на продажу. Неважно, где это происходит - в офисе или в супермаркете, не было бы их - вероятно, не было бы знания и интереса к продукту. Что это? Продажи! Менеджер по продажам "обрабатывает" в голове клиента ту информацию, которую ему предоставили маркетологи и воплощает абстрактный факт потребности в весьма конкретную денежную транзакцию. Благодаря этому процессу компания получает прибыль, а маркетологи  имеют информацию о потребностях клиентов, которую они дальше перерабатывают в так называемую маркетинговую стратегию. Обе вещи важны. Спорить о том, что умнее, благороднее и интереснее смешно, когда подумаешь, что за этим стоит. Еще забавнее слышать фразы типа "Продавать - не мое" из уст людей, которые каждый день занимаются этим, разрабатывая marketing mix и выпуская очередной пресс-релиз. Совет: маркетологам, в чьем поведении наблюдается хотя бы одна черта из вышеперечисленных, настоятельно рекомендую ознакомиться с Бегбедером. Эту книгу посоветовала мне прочитать одна образованная девушка из кадрового агентства, когда увидела блеск в моих глазах и юношеский восторг по поводу вакансий в маркетинге. Отрезвляет. Успокаивает. Заставляет подумать о вечном.

Comments

( 17 уже почесали — Почесать за ушком )
(Deleted comment)
dream_catch_me
Mar. 26th, 2007 06:43 am (UTC)
Ну да :). Я просто писала о восприятии и том, что за этим кроется. А ты дал строгое определение двум профессиям.
mixen
Mar. 25th, 2007 09:22 am (UTC)
Про евангелистов как обычно забыли :( А мы ведь тоже работаем на общее дело.
А про какую именно книгу Бегбедера ты говорила?
dream_catch_me
Mar. 26th, 2007 06:40 am (UTC)
99 франков.

Про евангелистов я не говорю, потому что они не вписываются в стандартные рамки, кроме айти отрасли их, по-моему, нигде больше и нет. Это не та специальность, которая полностью заассоциирована за чем-то шаблонном. В данном случае я писала о наболевшем :).
ankadarek
Mar. 25th, 2007 07:35 pm (UTC)
а что ты думаешь по поводу отношения к сэйлам в русском сабе МС?
dream_catch_me
Mar. 26th, 2007 06:40 am (UTC)
Отношение правильное.
composer50
Mar. 28th, 2007 06:08 am (UTC)
привет
Очень понравился твой взгдяд на проблему в последнем блоге. Все правильно и очень аналитично, хотя и кратко. Но краткость - сестра сама знаешь чего... Скоро увидимся. Цалую.
dream_catch_me
Mar. 28th, 2007 06:14 am (UTC)
Re: привет
Ага :)).
Меня все в последнее время "обвиняют" в аналитизме). Вот уж чего никогда не умела.. Вероятно, это влияние технологической среды так сказывается :).
bwww
Apr. 23rd, 2007 03:36 am (UTC)
Про зарабатывание денег...
Цель любой рыночной экономики (впрочем, наверно не только рыночной) - максимизация полезности в виде универсальной меры (денег) для каждой entity которая участвует в процессе.
Но как и в любой сложной системе, поведение каждого отдельного обьекта часто противоречит первоначальным постулатам, и эта система оказывается несоизмеримо более сложной, чем казалось на первый взгляд.
dream_catch_me
Apr. 23rd, 2007 09:05 am (UTC)
Я смотрю, ты часто заходишь в ЖЖ :). Кстати, 9-13 июля я в Редмонде.
bwww
Apr. 23rd, 2007 10:13 am (UTC)
как-то забросил, читать особо времени нет...
Так мало?:)
dream_catch_me
Apr. 23rd, 2007 12:05 pm (UTC)
На самом деле, я бы хотела приехать на выходных 7-8го, чтобы потусить в Сиэтле. А так, я буду в Штатах уже 30го, буду путешествовать по западному побережбю :)
bwww
Apr. 23rd, 2007 06:56 pm (UTC)
СА? хитрая у вас логистика:)
Короче - icq/messenger - лучше там обсудить:)
dream_catch_me
Apr. 23rd, 2007 07:16 pm (UTC)
Мы с тобой в разных временных зонах находимся - помнишь? :)
bwww
Apr. 23rd, 2007 07:23 pm (UTC)
да, но ответила ты сейчас довольно оперативно:)
dream_catch_me
Apr. 24th, 2007 08:44 am (UTC)
И откуда я буду в следующий раз знать, что ты уже или еще не спишь? :)
bwww
Apr. 24th, 2007 10:12 am (UTC)
you may guess^)
( 17 уже почесали — Почесать за ушком )

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com