?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

О Хармсе

Уважаемый филологи! (особенно ценители Хармса).
Я тут села почитать этого достославного писателя, ибо в последнее время о нем часто заходила речь в беседах с друзьями, а с момента последнего прочтения прошло очень много лет. Сразу отмечу, что читала исключительно стихи для детей, остальная часть творчества мне достаточно хорошо известна, особенно "Случаи", и ее я обсуждать не берусь. Итак, стихи детям. Вообще я всегда считала, что мне пока рано иметь детей, поскольку я очень слабо себе представляю, как их воспитывать и растить. Но прочитанное сегодня подняло во мне такую бурю негодования, что я даже прониклась идеей воспитания юных умов :). По-простому говоря, большая часть стихотворений, предназначенных великим классиком для детей, пронизаны явным садизмом и жестокостью. Вы помните "Ивана Топорышкина" и "О том, как папа застрелил мне хорька"? (Если нет, они приложены). Интересно, эти творения должны заставить детей смеяться, или может быть автор хотел просто поиграть словами? Даже мне, взрослому, в общем-то, человеку, стало не по себе. Мысль о том, что мой ребенок это когда-нибудь прочтет, меня просто возмутила. И таков почти весь сборник (про свинку, из которой скоро сделают ветчину, про человека, который пошел в лес и не вернулся и т.д.).

Мой вопрос к вам: может, Хармс имел в виду что-то свое, что я не поняла? Просветите :).

З.Ы. Хотелось бы услышать комментарии именно по поводу содержательной стороны стихотворений, с формой и так все ясно, думаю, дети вряд ли ее оценят - разве что заучивать наизусть этот садизм будет проще.

UPD: Кому интересно - широкомасштабная дискуссия на эту тему развернулась в сообществе (видно, они более заинтересованы в Хармсе, чем мои френды), и в очередной раз меня попытались "уесть" :). Приятного чтива.
Смотреть


Иван Топорышкин



Иван Топорышкин пошёл на охоту,
С ним пудель пошёл, перепрыгнув забор.
Иван, как бревно, провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.

Иван Топорышкин пошёл на охоту,
С ним пудель вприпрыжку пошёл, как топор.
Иван повалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.

Иван Топорышкин пошёл на охоту,
С ним пудель в реке провалился в забор.
Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.

1928

О том, как папа застрелил мне хорька



Как-то вечером домой
Возвращался папа мой.
Возвращался папа мой
Поздно по полю домой.

Папа смотрит и глядит --
На земле хорёк сидит.
На земле хорёк сидит
И на папу не глядит.

Папа думает: "ХорЈк --
ЗамечательныЙ зверёк,
Замечательный зверёк,
Если только он хорёк".

А хорёк сидел, сидел,
И на папу поглядел.
И на папу поглядел
И уж больше не сидел.

Папа сразу побежал,
Он винтовку заряжал.
Очень быстро заряжал,
Чтоб хорёк не убежал.

А хорёк бежит к реке
От кустов невдалеке.
А за ним невдалеке
Мчится папа к той реке.

Папа сердится, кричит
И патронами бренчит,
И винтовочкой бренчит,
"Подожди меня!" -- кричит.

А хорёк, поднявши хвост,
Удирает через мост,
Мчится с визгом через мост,
К небесам поднявши хвост.

Папа щелкает курком,
Да с пригорка кувырком.
Полетел он кувырком
И -- в погоню за хорьком.

А ружье в его руках
Загремело -- тарарах!
Как ударит -- тарарах!
Так и прыгнуло в руках.

Папа в сторону бежит,
А хорёк уже лежит.
На земле хорёк лежит
И от папы не бежит.

Тут скорее папа мой
Потащил хорька домой.
И принес его домой,
Взяв за лапку, папа мой.

Я был рад, в ладоши бил,
Из хорька себе набил,
Стружкой чучело набил,
И опять в ладоши бил.

Вот пред вами мой хорёк
На странице поперёк.
Нарисован поперёк
Перед вами мой хорёк.

1929

Comments

( 10 уже почесали — Почесать за ушком )
frederica77
Jan. 7th, 2007 09:10 pm (UTC)
мне кажется, это вообще стихи для взрослых. может, я ошибаюсь, но "детскими" никогда их не считала.
dream_catch_me
Jan. 7th, 2007 09:22 pm (UTC)
И я так подумала, когда прочитала их. А потом подумала еще раз и поняла, что их даже можно полюбить, если детям при этом не показывать. Но оно, увы, происходит наоборот. А комментарии в сообществе это только подтверждают.
creat83
Jan. 8th, 2007 05:46 am (UTC)
Думаю, это детские стихи.
Воспоминания из моего детства уже изрядно потускнели, но если бы нашей группе в детсаде прочитали бы эти, то я даже представил, как дети бы смеялись) Короче, помню десткий восторг от таких стихов или рассказов.
Лет на 5 они рассчитаны.
А вообще дети жестоки. Им чужды понятия добра и зла. Вообще, такое разделение неестественно, этому обучает наша цивилизация.
Зато то, что появилось что-то для него, ребенка, внушает определенную радость. И, кроме того, этот стишок учит жизни детей. Они же слабо представляют, как все устроено. Ещё и поэтому он будет им интересен.
Думаю, воспитывая детей, ты многое поймешь и все станет очень понятно и естественно) Не стоит этого бояться. Думаю, это на секс похоже чем-то. Тут, как и там, сложно достичь мастерства. Все становится понятным и очевидным после пары раз)
dream_catch_me
Jan. 8th, 2007 09:07 am (UTC)
Приветик :). Ну в общем да, к этой точке зрения и свелась полемика в сообществе. Ты бы лучше прокомментировал мое письмо по е-майлу, которое я давеча отправила, или предыдущий пост здесь (о ВУЗах) - а то я уже собралась к вступительным экзаменам готовиться :).
noname_nocom
Jan. 8th, 2007 09:52 am (UTC)
девушка, то, что вы пишете - это просто пиздец. Кто был вашим научным руководителем? Кто вам читал лекции и вёл семинары по литературе?
жалко, что вы учились на филфаке.
dream_catch_me
Jan. 8th, 2007 10:34 am (UTC)
Судя по тому, как Вы общаетесь, Вам туда даже не светит :).
dream_catch_me
Jan. 8th, 2007 10:40 am (UTC)
И для начала разберитесь с пунктуацией...
iturearan
Jan. 8th, 2007 08:02 pm (UTC)
Добралась вот до самого поста :-)
Не берусь утверждать, что было в голове у самого Хармса, когда он их писал, но хочу обратить твое внимание на другой аспект всей этой истории.
Дети, если только им голову с ранних лет не забили всяким мусором, в массе своей склонны воспринимать жестокость не совсем так, как католически настроенные взрослые. Отрывают они крылья бабочкам - из интереса, из жажады экперимента - и не мучаются морально-этической стороной вопроса. Поэтому, в моем восприятии, стишок про хорька - однозначно отражение не черствости к зверюшкам, а радости того, что папа молодец, позаботился о том, чтоб у меня в жизни было такое интересное приключение, как набивание хорька соломой. И мы радостно бьем в ладоши. Тем более, что папа- авторитет, и ниче плохого по определению сделать не может.
А в первом стихотворении - дело не в трагизме пёсика, который на топор напоролся (привет Тихону )), а втом, что разные элементы ситуации и речи переставляются с места на место - это игра.
Между прочим, зря думаешь, что дети безразличны к форме - я помню собственные очень ранние сильные впечатления от различных игр словами, и впечатления эти не были продиктованы долгими объяснениями дедушки-филолога, а приходили в голову сами. Это просто восхищение тем, как все здорово можно сказать, поиграть, поменять. Объяснения пришли потом, на филфаке. От них, если помнишь, было немного тошно - твои любимые стихи препарируют, рахлагают на приему и убивают красоту происходящего с испольованием латинской и греческой терминологии.
о как ))
(Anonymous)
Jan. 9th, 2007 08:54 pm (UTC)
Strigalldvir
О детях: они проходят в сжатом виде ход развития всего человечества и игра словами - первобытное открытие имен, в разных традициях
1. сопричастность творению, самостоятельное называние сущего
2. воздействие на мир с помощью слова, его магия.
Лично меня в детстве игра словами в этом стихотворении приводила в восторг:)
А о Хармсе в общем нужно смотреть культурный контекст.
"В 20 веке радикально изменились привычные схемы мышления, картина мира была подвергнута парадоксальным изменениям. Эйнштейн и революция определили развитие общества в целом и искусства в частности. "Старый реализм" подошел к определенной черте, во многом исчерпав себя как систему изобразительных средств. Новаторский стиль Хармса - один из примеров многообразия поисков "нового реализма". В юмористической прозе и стихах Хармса соединились "чистый вымысел" и алогизм ("обратность"), театральная буффонада и парадокс...
...выдуманный, нереальный мир поэта вырос на основе "народной смеховой культуры" и имеет самое непосредственное отношение к фольклорным небылицам, песням и сказкам."
Народные сказки, кстати, гораздо более кровожадны, нежели даже мифы и эпосы, ведь герои принижены до уровня повседневности читателя: чего стоят одни неадаптированные сказки бр.Гримм..
Это тоже к "первобытности" детей.
И.. "В этих стихах нет прямого назидания, дидактическая функция их, непременная в детской литературе, ослаблена, ведь главная цель поэта - поразить воображение, потрясти, удивить. В детских стихах и прозе Хармса это выражено особенно органично. Поражает синкретизм его творчества: стихи Хармса можно пропеть, протанцевать, сыграть. Поэт воспитывает нестандартное, творческое "я" в каждом ребенке."
Вот так вот:) (цитаты из Калашниковой Школа и антишкола Даниила Хармса, http://xarms.lipetsk.ru/texts/kalas1.html)
macos
Jan. 10th, 2007 12:46 pm (UTC)
Привет! Я lexandre. Т.к. того блога у меня больше нет - зафрендишь меня в этом? Да, теперь мне придется быть под ником macos. :(
( 10 уже почесали — Почесать за ушком )

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com